arrod-back new-mail arrow atom Ресурс 2 cod-modern comp connect data-cod detail email fingerprint home input-user iso justice lan libra lifebuoy people planet rub shield speedtimer stat storage tel timer

ИТ-закалка онлайн-платформ

Негласный «год образования»

На удаленке многие нашли наконец возможность пройти обучение, которое уже давно откладывали в долгий ящик.  Наличие на рынке онлайн-платформ, которые вовремя предоставили бесплатный доступ к курсам, усилило мотивацию. Пандемия значительно ускорила темпы развития EdMarket, реализовав отложенный спрос, которым долгие годы были заряжены «вечные студенты» и адепты концепции «lifelong learning». Чтобы поймать волну, традиционный образовательный сегмент активно переводил все процессы в дистанционный формат, в то время как LMS-платформы не успевали обрабатывать новые заявки на обучение. Образовательные сервисы, а также платформы для проведения онлайн-квизов, бизнес-конференций и других мероприятий отмечали многократный рост активности пользователей.

Кризис открывает новые возможности онлайн-платформам при условии прохождения «проверки на прочность»

Ежедневно частота запросов к системам онлайн-платформ увеличивалась, нагрузка была крайне нестабильной и непредсказуемой. При возникновении оповещений о сбоях ручное добавление ресурсов не позволяло достичь необходимой скорости реакции, увеличивая время устранения сбоев. Рост числа сбоев приводил к еще большему росту обращений в клиентскую поддержку. Технические отделы работали на износ, пытаясь разорвать этот замкнутый круг. Платформы искали ресурсы для динамического масштабирования инфраструктуры, увеличения пропускной способности каналов связи и оптимизации возросшего числа обращений в техподдержку. Более того, не у каждой платформы служба поддержки инфраструктуры работала в круглосуточном режиме. Зачастую пользователи, создавая аномальные нагрузки в нерабочее для инженеров время, могли замечать замедление работы сайта и ресурсов платформ.

«Заминки» грозили серьезными проблемами – платформы могли столкнуться с отказом в обслуживании и, как следствие, – с серьезными репутационными издержками… Так 2020 год устроил тест-драйв онлайн-сегмента бизнеса на отказоустойчивость.

Опасения за техническую сторону работы побудили многих игроков рынка обратиться к облакам. Облачные провайдеры предоставили онлайн-платформам гибкие серверные мощности, масштабируемые хранилища для образовательного контента, инструменты для мониторинга систем и многие другие услуги. И вот, что из этого получилось.

Онлайн-платформы + Облака = Гибкость

Облака – это динамический ресурс, который помогает онлайн-платформам адаптировать инфраструктурные мощности под свои потребности. ИТ-стратегия, построенная на облачном подходе, помогает гибко и быстро реагировать на динамику рынка – расти, когда увеличивается спрос, и сокращать потребление ИТ-ресурсов в периоды «затишья». Провайдеры настраивают необходимую пропускную способность каналов связи, чтобы пользователи не сталкивались с замедлением отклика системы, например, в периоды массовых сессий и экзаменов.

Вторая особенность облаков играет на руку иностранным платформам на российском рынке. Размещая данные в ЦОДах отечественных провайдеров, они не только соответствует законодательству о суверенитете персональных данных граждан РФ, но и повышают скорость доставки контента «на местах», что тоже положительно сказывается на репутации бренда платформы.

Кроме базовых инфраструктурных решений онлайн-сегмент пользовался и точечными инструментами, которые в совокупности со сплоченной работой технических экспертов помогают платформам «закалить» инфраструктуру:

Мониторинг

Диагностика проблем на виртуальных машинах и отслеживание метрик ресурсов в автоматическом режиме помогают подготовиться к кризисным периодам для инфраструктуры, предупредить технические риски и спрогнозировать аномалии. Нагрузочное тестирование помогает определить лимитную нагрузку, которую способна выдержать платформа, и устранить узкие места, а в дальнейшем во время мониторинга иметь представление о доступном резерве мощностей в каждый момент времени. При необходимости можно настроить систему оповещений при достижении пороговых значений нагрузки задолго до известного предела.

Multicloud

Распределение рабочих нагрузок по нескольким облакам повышает отказоустойчивость платформ в разы. Разработчикам удобнее работать на облачной платформе с классными инструментами для соблюдения DevOps-практик, а онлайн-трансляции нуждаются в платформах, которые гарантируют стабильность передачи эфирного контента. С мультиоблачностью можно также решить и проблему совместимости API и подобрать на рынке подходящее объектное хранилище для контента у стороннего провайдера. «Разложив яйца по разным корзинам», можно увеличить резерв отказоустойчивости и предотвратить потерю всех данных разом. В случае сбоев на стороне одного из провайдеров, работу платформы можно переключить на резервное облако другого. Так ни авария в дата-центре, ни DDoS-атака на одного из провайдеров не парализуют платформу целиком.

Kubernetes

В кластерах Kubernetes на платформах гиперскейлеров настраивается пиковое значение нагрузки на серверы. Вычислить это значение можно с помощью того же нагрузочного тестирования. Масштабирование платформы при росте нагрузки происходит ступенчато. Когда нагрузка наоборот падает, платформа удаляет простаивающие узлы. Использование мощностей оптимизируется автоматически, исключаются простои и переплаты за неиспользуемые ресурсы. Kubernetes также можно использовать по мультиоблачному принципу.

Техническая поддержка

Помимо привлечения сотрудников в поддержку из смежных департаментов и внешних организаций, онлайн-платформы часто прибегают к помощи архитекторов и инженеров облачных провайдеров. Затраты на поддержку оптимизируются за счет распределения трудовых ресурсов на стороне провайдера. Вместо расходов на зарплату работника в штате, компания платит за количество решенных инцидентов и человеко-часы, утилизированные на проекте. Таким образом профессиональные трудовые ресурсы провайдера тоже представляют из себя динамическую переменную, которая соотносится с работоспособностью и исправностью систем.

В целом, облака помогают организовывать онлайн-мероприятия и процессы без потери качества. Игроки сегмента и аналитики прогнозируют сохранение высокого спроса на услуги онлайн-платформ из-за трансформации бизнес-моделей, привычек пользователей и раскрытия перспектив, которые дают дистанционные форматы. Подобные кризисы всегда служат катализатором развития и предполагают пересмотр привычных инструментов и подходов для ведения бизнеса. Новым гибким инструментом, закалившим отрасль в кризисный период, стали облака.