Компетентный облачный провайдер должен предоставлять услугу, которая соответствует целям бизнеса и обеспечивает должный уровень производительности. Вашему вниманию – перечень вопросов облачному провайдеру, которые помогут принять верное решение при выборе облака:
1. Вы давно на рынке?
Чаще всего компании с небольшим опытом не могут гарантировать высокий уровень доступности облачной среды. В таком случае, есть риск не справиться с высокой нагрузкой или нештатной ситуацией. SLA (уровень оказания услуг) у каждого провайдера разный – со своими списком параметров и системой их измерения. Сотрудничая с провайдером, который не может гарантировать высокий уровень SLA, вы рискуете потерять и время, и данные. Если ставки высоки, выбирайте опытных партнеров. Как вариант, SLA на уровне трех показателей – СХД, гипервизор и сеть. Полезным будет поинтересоваться и о санкциях за невыполнение условий соглашения со стороны провайдера.
2. Что из себя представляет ваш ЦОД, какая у него «начинка»?
Убедитесь, что данные будут размещены в надежном ЦОДе: ознакомьтесь с его параметрами, уточните местоположение, уровень Tier. Важно исключить проблемы с пропускной способностью, которые могут повлиять на производительность и доступность. Если есть возможность сходить на экскурсию в ЦОД, не отказывайтесь.
Надежнее всего оборудование от известных вендоров – такие сервисы перед продажей дополнительно проходят тестирование и сертификацию. Диски (HDD, SSD или NVMe SSD) обладают разными параметрами (скорость чтения и записи, объем дискового пространства) – уточните цель использования, а провайдер посоветует подходящее решение из своего ассортимента.
3. У вас безопасно?
Не мелочитесь, проверяйте провайдера по всем фронтам:
Сперва выясните уровень физической безопасности ЦОДа (наличие камер, СКУДов и уровней защиты, охранных систем и системы пожарной безопасности).
Если ваш бизнес связан с обработкой платежных данных, узнайте о соответствии инфраструктуры провайдера требованиям PCI DSS. Для работы с персональными данными необходимо наличие СЗИ, сертифицированных ФСТЭК и ФСБ. Не лишним будет уточнить соответствие стандартам безопасности ISO 27001; ISO 9001, подтверждающим способность провайдера системно обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность данных.
При необходимости, провайдер должен предложить аудит существующих систем. Это позволит организовать максимальную защиту и учесть все требования безопасности в компании. Но не забудьте подстраховаться соглашением о конфиденциальности (NDA). Идеальный вариант – информационная безопасность в составе интересующей вас услуги или в качестве сопутствующей услуги. Например, защита от DDoS-атак – если такой нет в портфеле провайдера, то облачные системы безопасности крайне желательны.
4. А если я захочу масштабироваться?
Подумайте о том, как ваш бизнес может масштабироваться в будущем и оцените компоненты облачной инфраструктуры относительно ваших целей: процессор, объем памяти, хранилище. Уточните возможности вертикального и горизонтального масштабирования: получится ли с вашими системами безболезненно включить дополнительную группу облачных серверов в общую цепочку существующих, или же системы способны работать только локально в рамках одного сервера? Идеальный вариант – эластичная облачная модель IaaS, сопровождающаяся моделью биллинга «Pay-as-you-go». Мало того, что вы оперативно наращиваете и сокращаете ресурсы в зависимости от потребности, так еще и платите только за то, чем реально пользуетесь.
5. А вдруг сбой или авария? Что тогда?
Уточните возможности резервного копирования, входят ли они в стандартный пакет услуг. Существует ли резервный ЦОД для аварийного восстановления, и как далеко он расположен от основного. Если планируете разместить в облаке критичную для бизнеса информацию, геораспределенная облачная инфраструктура – хороший выбор.
6. Хочу примерить свои системы на ваше облако, что скажете?
Критически важным приложениям необходимо больше ресурсов и затрат, а также более высокая производительность по сравнению с сервисами низкого приоритета для бизнеса. Провайдер поможет найти индивидуальный баланс между производительностью и затратами и в дальнейшем избежать необоснованных расходов за неиспользуемые ресурсы.
7. Как к вам переехать?
Выясните, какие этапы миграции в облако берет на себя провайдер, а какие необходимо реализовать на вашей стороне, сколько времени потребуется на перемещение и какие риски могут возникнуть на каждом этапе. Об универсальных этапах миграции мы писали здесь.
8. У вас есть техподдержка?
Оцените уровень поддержки, необходимый для вашей инфраструктуры. Сопоставьте внутренние ресурсы с возможностями провайдера по поддержке инфраструктуры в облаке. Уточните, что входит в состав услуг, а что предоставляется за дополнительную плату. Однако помните, что само наличие техподдержки в составе услуги не дает гарантий быстрого решения возникающих проблем. Перед заключением договора не лишним будет убедиться в том, что поддержка осуществляется в режиме 24/7, а скорость реакции – в приемлемых для вас временных границах.
9. Как я смогу управлять облачными ресурсами?
Узнайте, есть ли возможность завести у провайдера личный кабинет для контроля биллинга и панель управления облачными ресурсами. Какой интерфейс, к каким процессам имеется доступ, нужны ли внутренние ресурсы для организации управления и потребуется ли обучение персонала. Не страшно, если личного кабинета нет, тогда поинтересуйтесь, как управлять услугой с помощью менеджера вашего проекта на стороне провайдера.
10. А протестировать можно?
Во время тестового периода можно «пощупать» услугу до факта оплаты, чтобы убедиться, что это решение точно ваше. Если такой опции нет, можно проверить качество услуги в течение короткого периода за небольшую сумму. Надежный провайдер точно не откажет в такой опции!
11. А если мы не сработаемся?
Поинтересуйтесь, как и в какой срок будут возвращены деньги, как будет происходить обратная миграция данных и приложений и каким образом будет организовано уничтожение виртуальных машин.
12. Цена вопроса?
Напоследок запросите образцы документов, чтобы проверить прозрачность ценообразования и выставления счетов. Проверьте правильность указания услуг по позициям и их расшифровку.
Да, очень часто всю необходимую информацию провайдеры указывают на сайте, но не будет лишним обсудить детали лично и познакомиться с потенциальным партнером на длительную перспективу. Не скромничайте на интервью, ведь с помощью такого «допроса» вы сможете принять взвешенное решение!