arrod-back new-mail arrow atom Ресурс 2 cod-modern comp connect data-cod detail email fingerprint home input-user iso justice lan libra lifebuoy people planet rub shield speedtimer stat storage tel timer

EdTech-сегмент. Собираем ИТ-конструктор онлайн-платформы.

Объемы рынка сегмента цифровых образовательных онлайн-платформ оценивают в $74 млрд, а уже к 2025 году его объем может достигнуть $400 млрд. После 2020 EdTech и MedTech повторяют чуть более раннюю цифровую историю «финтеха». В прошлом году игроки сегмента отмечали кратный рост числа пользователей, а держатели традиционных форматов интенсивно внедряли дистанционку.

И это не удивительно, ведь сфера образования достигла уровня, когда для получения новых знаний необходимы только стабильный интернет, устройство и желание, а получить доступ к уроку можно, находясь в кафе или в автобусе.

Картина на рынке онлайн-образования

Большинство игроков рынка предлагают онлайн-курсы. Кто-то разрабатывает ПО и цифровые платформы для самообучения. Вебинарные площадки предоставляют ресурсы школам и университетам. Есть также сервисы по поиску репетиторов, работающие по принципу P2P (peer-to-peer – сетевого или «взаимного» обучения) и платформы-агрегаторы. Широкое распространение получают платформы для обучения и тестирования корпоративных клиентов.

Бизнес-сегмент EdTech тесно связан со стабильностью и качеством работы ИТ. В первую очередь актуальны вопросы масштабирования и автоматизации – причем не только в момент запуска проекта, но и на протяжении всей его работы.

Возможности облака для образовательных платформ

Облака помогают образовательным платформам не только быстро масштабироваться, но также сделать их работу стабильнее и быстрее, предлагая интересные возможности:

  • Час-пик проведения онлайн-курсов приходится на вечернее, свободное от работы время, с точки зрения сезонности – обычно осенью и зимой. Эти периоды – настоящее испытание для платформы. Сколько бы пользователей не находилось одновременно онлайн, стабильность ее работы обеспечивается за счет необходимых объемов памяти и пропускной способности каналов связи. Чтобы не держать собственные серверы, онлайн-платформы могут использовать инфраструктурный сервис IaaS – облака, с которыми потребность в ИТ-ресурсах опциональна. Используя облака, можно легко добавлять ресурсы по мере роста платформы и забыть о простоях оборудования в периоды низкого спроса на курсы.
  • Вычислительные мощности IaaS, дополненные графическим ускорителем GPU, позволяют не только поддерживать стабильную трансляцию видеоконтента, но и ускорять процессы машинного обучения, аналитики и работы с графикой. То есть создатели курсов и разработчики онлайн-платформ могут использовать графические ускорители прямо из облака, чтобы качественно повысить производительность работы над контентом. Видеокарта GPU улучшает пропускную способность до 40 раз, позволяя мгновенно обрабатывать петабайты контента.
  • Для дизайнеров и маркетологов цифровых онлайн-платформ тоже есть облачный инструмент – стек приложений Adobe Creative Cloud. Здесь найдутся такие программы как, например, Lightroom CC, с помощью которого можно откорректировать любое изображение, или After Effects CC для монтажа лекции.
  • Даже если у компании есть собственная инфраструктура, платформа может сконцентрироваться на развитии образовательных программ, в то время как мониторингом и техподдержкой оборудования займутся профессионалы. Не важно, на какой инфраструктуре работает онлайн-платформа – собственной или облачной. Профильные специалисты различных линий поддержки провайдера могут обслуживать платформу и 24/7 заниматься решением инцидентов.

Безопасность онлайн-платформ

Отдельный вопрос касается информационной безопасности и соответствия требованиям регуляторов. Любой образовательный веб-ресурс – приложение или сайт – находится в зоне риска с точки зрения кибербезопасности:

  • Во-первых, довести систему до отказа и сорвать онлайн-занятия могут DDoS-атаки, мишенью которых нередко становятся образовательные платформы. В облаках такой проблемы нет, так как провайдеры используют интернет-канал с защитой от хакерских атак и имеют практически безлимитный запас масштабирования ресурсов.
  • Во-вторых, на сайте онлайн-платформы в результате межсайтового скриптинга (XSS) может быть размещен нежелательный контент. Для защиты веб-ресурсов необходимо использовать фаерволы – фильтрующие узлы, к которым подключаются домены сайта или приложения. Одним из таких решений является «Валарм WAF», который обладает высокой точностью распознавания благодаря настройке правил с помощью машинного обучения в облаке OnCloud.ru.
  • Каждый представитель рынка образования онлайн- или офлайн- сегмента является оператором персональных данных. Обеспечить надлежащее техническое сопровождение, соответствующее требованиям ФЗ-152, для обработки личных данных пользователей – важная задача. Провайдеры осуществляют миграцию и защиту персональных данных в закрытый облачный сегмент, соответствующий требованиям регуляторов, необходимому классу хранения личных данных пользователей платформ.

Со стороны клиентов образовательного сегмента набирает обороты концепция lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни). Конечно, с точки зрения эффективности онлайн-обучению еще далеко до живого общения с преподавателями, особенно для детей и подростков. Период самоизоляции показал нам это на живом примере. Но факт остается фактом: цифровые технологии позволяют нам освоить практически любой навык онлайн – от основ Excel до разработки и дизайна приложений по геймификации. Благодаря онлайн-образованию можно изучить азы новой профессии, повысить квалификацию на рынке труда или точечно прокачать скилы. Именно поэтому, возможно, очень скоро мы застанем цифровой прорыв отрасли, которая снабжает нас полезной информацией и новыми кадрами. Для этого безусловно будет необходима стабильная инфраструктура высокой производительности. Зато уже сейчас, пока Илон Маск разрабатывает нейроинтерфейсы, облака помогают людям со всего мира осваивать новые знания и навыки.