arrod-back new-mail arrow atom Ресурс 2 cod-modern comp connect data-cod detail email fingerprint home input-user iso justice lan libra lifebuoy people planet rub shield speedtimer stat storage tel timer

Облака и инновации

Рынок меняется все быстрее. Необходимо постоянно совершенствовать продукты, процессы, услуги, чтобы решать актуальные проблемы бизнеса и создавать новые ценности для клиентов. Для этого компании внедряют инновации.

Само слово «инновация» стало почему-то синонимом успеха. Однако лишь небольшой процент прорывных идей приживаются сразу, находят широкое распространение и становятся катализаторами видимых всем преобразований. Большинству действительно стоящих идей необходимо время, а иногда и несколько дополнительных шансов.

Все привыкли, что инновация – это о новом продукте или технологии. Но данное понятие куда шире. Инновации – это также новые характеристики, модели и способы взаимодействия с клиентами, бизнес-процессы, каналы связи, обновления бренда и т.д.

Обычно в бизнесе выделяют 4 типа инноваций — подрывные, архитектурные, инкрементные и радикальные. Давайте рассмотрим каждый из них на примере облачного рынка.

 

Радикальные инновации – это инновации в привычном нам понимании, нечто новое, непривычное. Про такое обычно говорят: «Я не видел ничего подобного!». Их внедрение на основной рынок требует много времени. На момент появления они опережают общий прогресс, но уже способны решать глобальные проблемы, и делать это совершенно новыми непривычными способами, формируя с нуля целые отрасли и сектора экономики.

  • Облака – это радикальная инновация во плоти. Они пришли на замену традиционным носителям информации, форматам ПО, вычислительным мощностям, стали более выгодной и производительной альтернативой классического подхода к ИТ в бизнесе – OnPremise. В свое время ИТ-гиганты научились монетизировать эту технологию и стали первыми облачными провайдерами. Сейчас за ними поспевают банки и телеком операторы, имеющие хорошую техническую базу, бюджет и примеры для подражания. Со временем появился новый сегмент рынка, на котором выделяются сервисные подсегменты – рынки IaaS, SaaS, PaaS.

 

Подрывные инновации преобразуют привычный пользовательский опыт, разрушают устоявшиеся процессы и существующие рынки, вытесняя с них прежних лидеров. Такие инновации заметны не сразу и порой сперва выглядят нелепыми. Рынок не в состоянии сразу принять технологию или продукт, и для ее широкого распространения необходимы дополнительные манипуляции и существенные доработки. Большинство людей мыслят консервативно и не готовы отказаться от прежних продуктов, даже если новинки имеют очевидные преимущества. Подрывные инновации таят в себе как множество рисков, так и огромный потенциал на успех. Иногда для внедрения таких инноваций необходимы внешние стимуляторы – глобальные изменения, которые вынуждают обратить внимание на очевидные преимущества технологии или продукта.

  • На облачном рынке подрывной инноваций можно назвать виртуальные рабочие места (VDI, DaaS) и терминальный доступ. До 2020 года работа ассоциировалась у всех с компьютером в офисе. Некоторые наиболее технологичные организации уже внедряли принципы гибкого офиса, практиковали удаленку и пользовались виртуальными десктопами для доступа к рабочим станциям. Да, это действительно удобно. Но зачем, если привычнее работать в офисе? Пандемия стала катализатором популяризации технологий для удаленной работы, и это в некотором смысле спасло экономику.

С подрывными инновациями любит экспериментировать Илон Маск. Экономика, организованная вокруг нефтяной промышленности, еще не готова к электрокарам Tesla. Возможно, лишь повсеместная установка зарядных станций сделает преимущества автомобиля Маска оправданными и доступными для широкой аудитории.

 

Архитектурные инновации выводят существующие продукты на новые рынки. Чтобы адаптировать такие продукты к новой аудитории, необходимо изменить их характеристики. Новые форматы существующих технологий и продуктов – тоже инновации!

  • Примером может послужить мультиоблачность – модель облачных сервисов, объединяющая ресурсы нескольких провайдеров. На облачном рынке сейчас известны такие гиганты, как AWS, Microsoft Azure, Mail.ru Cloud Solutions, Yandex Cloud и другие. Каждый обладает своими особенностями, инструментами, преимуществами и недостатками. Модель Multicloud переупаковывает все эти возможности, в новые форматы и объединяет то, что ранее воспринималось по отдельности. К тому же такая модель значительно упрощает провайдерам выход на новые региональные рынки, где свои законы и пользовательские предпочтения.

 

Поддерживающий (инкрементный) тип инноваций – это постепенные непрерывные изменения предыдущей версии продукта или услуги. Этот тип инноваций наиболее полезен для бизнеса, так как с каждой новой версией продукта увеличивается и его цена, что позволяет прибегать к стратегии "снятия сливок". С этим типом инноваций чаще других работают разработчики, реализуя непрерывные обновления ПО.

  • Локальный пример на облачном рыке – приложения из облака SaaS, для которых доставка обновлений пользователю происходит в автоматическом режиме. Таким образом, с помощью облаков широкая аудитория всегда получает новые версии продукта – инкрементальные преобразования. В данном случае облака значительно улучшают пользовательский опыт и удобство при взаимодействии потребителей с поддерживающими инновациями компаний.

  • Второй пример – это появление различных сервисов «aaS» (виртуализированных технологий в формате облачных услуг), которые объединяются под моделью XaaS – «все как услуга». Каждый сервис – это какая-то технология, дополненная главными характеристиками облака – масштабируемость и высокая производительность. Несколько примеров:
    • PaaS – среда для разработки,
    • BaaS – резервное копирование,
    • SaaS – ПО,
    • DaaS – виртуальное рабочее место,
    • MaaS – мониторинг и др.

Сегодня облака – это и кузница для инноваций, и отличный инструмент, позволяющий быстро делиться ими со всем миром. Компании могут легко арендовать необходимые мощности и технологии для тестирования и работы с прорывными идеями в области искусственного интеллекта, интернета вещей, VR, AR, XR и других. Гибкие инструменты позволяют собирать "ИТ-конструкторы" для реализации самых смелых идей!

Говоря об инновациях, важно учитывать готовность рынка и конечных пользователей к ним. На облачном рынке долгое время наблюдался разрыв уровней спроса и предложения, а также замедленный темп развития российского рынка по сравнению с зарубежным. Провайдеры уже который год доказывают бизнесу очевидные плюсы облачных технологии. До 2020 года бизнес относился к облакам как к следующей ступени цифровизации, желая для начала разобраться с собственным железом. Но мировой триггер наконец дал облачному рынку возможность вздохнуть полной грудью.