Большинство компаний все больше концентрируются на профильных процессах, отдавая непрофильные на аутсорсинг. Это своего рода оптимизация ресурсов. Передача процессов на аутсорсинг – решение стратегического характера. Чем крупнее бизнес, тем труднее и дольше принимаются такие решения. Но оно того стоит! Сегодня рынок предлагает настолько узкоспециализированные услуги для закрытия совершенно любых задач, что развивать инсорсинг становится бессмысленно. Тренд экономики совместного потребления (Sharing economy trend) развивается, конкуренция непрерывно делает аутсорс-услуги действительно стоящими, снижая затраты на них до рентабельных.
Одной из самых широких ассортиментных линеек аутсорс-услуг обладает рынок технологий. IT-процессы и сами технологии все сильнее интегрируются в цепочки создания ценностей буквально во всех отраслях. Скоро невозможно будет представить медицину без информационных систем со всевозможными сервисами. Цифровые маркетинговые инструменты развились настолько, что отрасль выделила внутри себя отдельное направление – Digital-маркетинг. Сегодня даже простой поход в кино меркнет перед просмотром фильма в онлайн-киносервисе по подписке. В бизнес-среде компании отправляют такие процессы, как сервис печати, постгарантийное обслуживание или даже приобретение оборудования, на аутсорсинг.
Концепция DIY (do-it-yourself) уходит в прошлое. Особенно в сфере IT, которая со временем усложняется и нуждается в большем внимании. В IT, чтобы просто организовать базовый инфраструктурный пул, нужно приобрести серверное оборудование, нанять персонал, который будет непрерывно его обслуживать, предусмотреть апгрейды инфраструктуры и апдейты ПО, выделить и обустроить специальное помещение по особым стандартам, обеспечить отказоустойчивость системы (по сути двукратно увеличить все вышеперечисленное), а также держать руку на пульсе в вопросах соблюдения требований законодательства, которое с каждым годом все внимательнее следит за IT-отраслью. Все это огромным грузом ложится на бюджет и управленческие ресурсы компании, и требует даже не пары лет для выхода на рентабельные обороты после самостоятельной организации ИТ-инфраструктуры.
Как не изобретать велосипед и без лишних затрат пользоваться тем, что предлагает рынок?
Cloud-рынок располагает множеством услуг абсолютно для всех сегментов (B2В, В2С или B2G). Облачные услуги предоставляются по модели «XaaS», где "X" – это переменная, которая меняется в зависимости от услуги. Таких услуг – бесчисленное множество.
Модель XaaS выглядит привлекательнее на фоне традиционных способов «IT-тюнинга» бизнеса (OnPremise). По модели XaaS все, что касается технологий, можно арендовать у провайдера: человеко-часы ИТ-специалистов, оборудование, площади в дата-центре, ИТ-мощности, различного типа хранилища, платформы, библиотеки, ПО для абсолютно любых целей. Возможности практически безграничны - можно даже удаленный офис организовать, что буквально дает бизнесу второе дыхание или позволяет сделать первый глоток воздуха стартапу.
Спрос на облака растет с ускоряющимися темпами, а предложение в ответ обрастает новыми сервисами. «Корзины» заказчиков уже не ограничиваются парой услуг, многие сервисы приобретаются в комплексе, очень часто сопровождаются уже необходимыми дополнениями, например, техподдержкой, информационной безопасностью и консалтингом. Появляется понятие сопутствующих облачных услуг: (IaaS+BaaS), (BaaS + DRaaS), (VDI и CaaS) и другие.
Облачный ассортимент:
Названия «aaS» множатся, и зачастую даже возникает путаница в понятиях и разночтения.
Базовые облачные услуги – это инфраструктурный сервис, платформа и ПО. Поговорим о возможностях, которые они дают бизнесу:
IaaS – инфраструктура как сервис
Пока что модель IaaS – одна из самых востребованных на облачном рынке. Да, намного удобнее арендовать сразу облачную платформу или ПО из облака (модели PaaS и SaaS). Однако компании еще не готовы передавать провайдеру все процессы, связанные с IT. Тем временем спрос на IaaS абсолютно оправдан. Организовать инфраструктуру собственными силами – это одно из самых сложных, дорогостоящих и продолжительных в реализации решений даже для крупных компаний. Удобная альтернатива - IaaS. У модели существуют разновидности: публичное, частное и гибридное облако. Можно организовать colocation (аренда площади в дата-центре провайдера под свой сервер) или заказать инфраструктурный хостинг (арендовать целый сервер в том же дата-центре). А еще облачные провайдеры «нарезают» серверы на виртуальные машины и управляют гибким совокупным пулом ресурсов по модели MaaS (metal-as-a-service). Без труда можно приобрести парочку виртуальных машин с определенными параметрами, а не целый сервер. В выборе разновидности IaaS, как и любой облачной услуги, все сугубо индивидуально. Главные плюсы модели — возможность быстро масштабировать инфраструктуру или ее конкретные характеристики и платить только за потреблённые ресурсы (биллинговая модель «pay-as-you-go»).
PaaS – платформа как сервис.
Обычно такую модель берут для целей разработки. В облаках можно использовать готовые библиотеки и базы данных, а также разворачивать ПО в том же облаке, где оно было создано. Модель – это по сути готовая почва для применения концепций методологии DevOps. Использование PaaS по принципам DevOps идеально подходит для быстрого запуска ПО в продакшн. Когда речь идет, например, о стартапах, это может помочь бизнесу быстро обзавестись конкурентными преимуществами, а некоторые облачные провайдеры предоставляют стартапам «льготные» условия по эксплуатации облачной платформы .Более того, по модели PaaS удобно отслеживать динамику работы ПО, собирать статистику и принимать решения на основе ее анализа. PaaS в некотором роде находится на периферии IaaS и SaaS.
SaaS – ПО как сервис
ПО из облака — это знакомые всем программы: для печати текста, отправки почты, создания иллюстраций, а также корпоративные – CRM, ERP и другие системы. Раньше любую такую программу необходимо было устанавливать на каждое устройство. Теперь можно просто открыть приложение в браузере. Устройство – это лишь инструмент, с помощью которого можно получить доступ к ПО в облаке. Если приложения хранятся на облаках, значит, можно не ограничиваться объемами жесткого диска для работы с ними и использовать сразу множество приложений. Пример комплексного SaaS – Adobe Creative Cloud.
Другие виды XaaS
По факту каждый из описанных ниже сервисов – это частный случай или комбинация их базовых сервисов, которые описаны выше. Их роль более узкая – для того, чтобы закрыть определенную потребность бизнеса:
База данных как сервис (DBaaS - database-as-a-service) – одна из наиболее востребованных XaaS в области управления структурированной информацией. Поддержкой БД занимается облачный провайдер, а пользователь получает ее по запросу. Облака по сути здесь выполняют роль реляционных СУБД, а пользователю не нужно настраивать свою инфраструктуру или ПО для работы с БД.
Виртуальные рабочие места (DaaS – desktop-as-a-service/VDI – virtual-desktop-infrastructure) – если коротко, это виртуальный офис «под ключ». Или же рабочее пространство в облаке с предустановленными ПО, ОС и выделенными на облаках техническими параметрами для эффективной работы абсолютно откуда угодно, где есть интернет. Сервис можно настраивать индивидуально под конкретные задачи или роли сотрудников в компании. Рабочее пространство находится в защищенном облаке, благодаря чему работать с корпоративной информацией можно без опасений с личных устройств. Проблему информационной безопасности решили с помощью доступа и управления IT-ресурсами компании через API-интерфейсы. VDI – находка для многих удаленных команд, компаний с распределенной географией. Список затрат, о которых можно забыть, простирается от капитальных затрат и налогов на имущество организации до такой банальности, как плата за электричество. Рабочие места оперативно разворачиваются и централизованно настраиваются на устройствах сотрудников прямо из облака. Все что нужно – монитор, тонкий клиент и доступ в интернет.
Часто DaaS путают с WaaS – workspace-as-a-service. Главное их отличие в том, что при DaaS вычисления выполняются на облачных мощностях, а при WaaS – на мощностях устройства пользователя, который имеет доступ только к интерфейсу облачных приложений. Поэтому для WaaS подойдет не каждое устройство.
Коммуникации как сервис (CaaS – communication-as-a-service) – коммуникационные решения из облака – частная модель SaaS или сопутствующая услуга к VDI. Сюда входят и отказоустойчивые почтовые сервисы, и видеоконференцсвязь, и «мессенджеры», и интернет-телефония, и файлообменники с передачей документов любых размеров и форматов по защищенным каналам, и всевозможные облачные интерфейсы для совместной работы над проектами.
Оборудование как услуги (HaaS – hardware-as-a-service) – альтернатива приобретению оборудования собственными силами. Модель по сути представляет из себя лизинг, а облачный провайдер выполняет роль лизингодателя. Основным преимуществом закупки именно «с рук» провайдера является его глубокая экспертиза в характеристиках оборудования и его применении для определенных целей. Да и зачастую техобслуживание идет в комплексе.
Мониторинг как сервис (MaaS - monitoring-as-a-service/hosted monitoring) – сервис «удаленного менеджмента» облачной составляющей бизнеса – параметров инфраструктуры, нагрузки на приложения, работы ПО. «Мерилом» качества облачной услуги является уровень отказоустойчивости сервисов (показатель, обратно пропорциональный времени простоя инфраструктуры за год). И тот, кто ближе находится к отметке 100%, по идее считается надежным провайдером, хотя в последнее время «гонка за девятками» теряет свою прямую связь с качеством облачных услуг. Пока что абсолютно отказоустойчивой инфраструктуры достичь никому не удалось. Так вот, в облаках размещают ПО для мониторинга отказоустойчивости IT-инфраструктуры. Роль MaaS-провайдеров – снижение рисков отказа инфраструктуры и простоев бизнеса, завязанного на непрерывной работе IT-инструментов. И хотя сейчас о такой услуге еще пока мало известно на облачном рынке, с развитием Big Data она несомненно наберет свой вес в «корзине бизнеса».
Резервное копирование данных как услуга (BaaS – backup-as-a-service) – услуга по репликации данных в облако провайдера.
Аварийное восстановление как услуга (DRaaS – disaster-recovery-as-a-service) – грубо говоря, это резервная инфраструктура или резервный ЦОД. Однако в план аварийного восстановления могут также включаться процессы, предоставление резервного офиса или удаленных рабочих мест пользователей. Активировав запасную площадку, можно продолжить работу на ней в случае падения основной площадки. Все рабочие процессы дублируются на двух площадках, расположенных на расстоянии друг от друга. Даже в случае катастрофы, данные останутся в целости. Подробнее о BaaS и DRaaS мы уже рассказывали в статье: Disaster Recovery и BackUp: братья-близнецы.
Еще один «цаас» – контент как услуга (CaaS – content-as-a-service) – или услуга управления контентом, предоставляемая сервисами по автоматизации маркетинга. Провайдеры услуги предоставляют возможность размещать, управлять и структурировать контент для различных digital-каналов, веб- и мультимедийных приложений с единой консоли, агрегирующей множество инструментов.
Особенности XaaS:
- Особенностью любого XaaS является то, что ответственность и риски за «даунсайд» серверов несет провайдер XaaS. Стабильность работы его инфраструктуры при заключении договора гарантируется его финансами в соглашении об уровне оказания услуг SLA. То есть в случае простоя инфраструктуры в течение времени, выходящего за рамки SLA, провайдер отвечает перед заказчиком своими деньгами.
- Затраты компаний на IT оптимизируются и становятся прозрачными. А нагрузка с капитальных затрат (за оборудование) переносится на операционные (плата за сервис от внешнего подрядчика).
- Изменения претерпевают персонал организации и, соответственно, ФОТ – освобождаются человеческие и финансовые ресурсы для новых проектов, но стоит понимать, что персонал нужно будет обучить новым процессам.
- Все, что касается «софта», на облачных мощностях в буквальном смысле «летает» – легко управляется, разворачивается, сворачивается, оперативно масштабируется, у некоторых провайдеров на «автопилоте» (в автоматическом режиме). В облаках можно очень быстро запускать и масштабировать новые бизнес-процессы и приложения, даже если трудно спрогнозировать будущую нагрузку на них.
ВЫВОД:
С облачных провайдеров – «песочница» с набором передовых технологий, а пользователи песочницы арендуют себе сервисы и получают возможность модернизировать или гибко внедрить любые процессы, завязанные на IT. Хотите – управляйте объектами робототехники или программируйте искусственный интеллект в облаке. Хотите – размещайте сайты или веб-ресурсы, промышленные системы, библиотеки на облачном хостинге. Не хватает техники? – попросите в аренду. Можете через облака регулярно выходить с коллегами на связь, работать над общими проектами, обучать или учиться. Не уверены в своей инфраструктуре? – попросите провайдера провести аудит или тестирование на устойчивость к взлому. Тестирование на проникновение – это популярная услуга Pentest. Организации специально нанимают «белых» хакеров из крупных ИТ-компаний взломать их ИТ-инфраструктуру «по договору». Услуга легальна. Чего не скажешь о такой облачной модели, как MaaS (Melware-as-a-service), провайдеры которой предоставляют вредоносное ПО, аппаратные средства и облачные мощности в аренду для совершения кибератак.
Отдать на аутсорсинг можно фактически любую составляющую ИТ, какими бы индивидуальными не казались процессы, завязанные на ней. Зачастую бизнес еще не догадывается, на какой спектр возможностей способны облака. Для тех, кто еще не готов перевести на аутсорсинг все процессы IT, эксперты рекомендуют сохранять у себя критичные процессы, а остальные передавать на XaaS. Трансформировать инфраструктуру от концепции «on-premises» к концепции «cloud solutions» можно планомерно и неспешно. Тем более отказаться от сервисной модели можно в любой момент, а «свернуть» собственную инфраструктуру в одно мгновение не выйдет. Обычно за XaaS компания платит как за подписку, аренду или лизинг оборудования.
Ассортимент XaaS-провайдеров становится очень «гибким», постоянно пополняется новыми сервисами, а существующие – собираются индивидуально под специфику бизнеса каждого конкретного заказчика. Облачные провайдеры играют на опережение. Главный критерий для них – техническая реализуемость запроса. Если у провайдера нет собственной разработки для каких-то специальных случаев, обычно помогают связи с вендорами или партнерами, – общими усилиями изобретается идеальное решение. Косвенные моменты реализации подтягиваются в процессе. Так на рынке рождаются новые ИТ-сервисы, которые двигают всю отрасль вперед!