arrod-back new-mail arrow atom Ресурс 2 cod-modern comp connect data-cod detail email fingerprint home input-user iso justice lan libra lifebuoy people planet rub shield speedtimer stat storage tel timer

Облачная цифровизация здравоохранения

25 февраля 2020
Время прочтения - 15 минут
  • #технологии

Телемедицина немыслима без построения единой телекоммуникационной ИТ-инфраструктуры. Интерес – двусторонний: со стороны медицины к IT и наоборот. Отрасль здравоохранения становится более восприимчивой к инновациям, идет активная господдержка. Клиники все чаще обращаются к технологиям, появляется все больше программных и технических продуктов для медицинских нужд.

Облик медицинского сервиса модифицируется под влиянием IT. Эффект распространяются не только на пациентов, но и на медработников. Системы упрощают жизнь сотрудников клиник, параллельно улучшая пользовательский опыт общения пациентов с медицинской организацией. 

Система здравоохранения переходит в новое поколение. Это связано с большим скачком в развитии технологических решений и программных продуктов и цифровизацией в целом. Многие частные клиники уже разработали собственные медицинские информационные системы (МИС), которые поддерживают документооборот и коммуникацию внутри них. Теперь необходимо выровнять оснащенность медучреждений информационными системами и интегрировать их все в единую структуру, дав возможность кросс-использования накопленного врачебного опыта.

 

МИС

Медицинская информационная система – это цифровая платформа для медицинской организации, объединяющая множество цифровых медицинских сервисов (услуг).

Проект по разработке и повсеместному внедрению МИС имеет федеральные масштабы. Еще в 2008 году по заказу Минкомсвязи РФ в рамках программы «Электронная Россия» разработали Федеральную типовую медицинскую информационную систему (ФТМИС), в которой содержатся унифицированные конфигурации интерфейса для различных медицинских структур и учреждений. В любой МИС основные блоки - это:

  • электронные карты пациентов – ядро системы,
  • показания с медицинских приборов,
  • данные исследований,
  • система для коммуникации между медицинскими работниками,
  • финансовая и административная информация.

При создании проекта объединились два направления: организация здравоохранения и медицинская информатика. Ключевым приоритетом системы должен быть персонализированный подход в медицине.

Типовая МИС предполагает автоматические заполнение отчетных форм – бумажная работа в клинике сводится к минимуму. При этом электронная платформа не ограничивается этим функционалом, а должна также обеспечивать информационную поддержку, помощь в лечении пациентов. От нее ждут полноценного инструмента принятия врачебных решений.

На федеральном уровне реализуют идею создания единой платформы, которая объединила бы существующие МИС и агрегировала всю информацию – финансовую, административную и медицинскую. У всех МИС есть должна быть возможность подключиться к единой национальной виртуальной базе здравоохранения. Роль такой платформы приняла на себя ЕГИСЗ.

 

ЕГИСЗ

Все МИС, в том числе частных медицинских учреждений, еще до начала 2019 года должны были подключиться к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Эту национальную электронную платформу создали, чтобы из любого медицинского учреждения получать доступ к цифровым медицинским сервисам с помощью «тонких клиентов» через Интернет.

В марте 2019 выяснилось, что с подключением МИС коммерческих организаций возникли проблемы, срок обязательного подключения продлили до 2022 года.

Основной инфраструктурный элемент ЕГИСЗ - федеральный дата-центр (ЦОД). Регионы могут пользоваться инфраструктурой федерального ЦОДа либо самостоятельно арендовать пространство у местных провайдеров по сервисной модели.

В состав ЕГИСЗ входят подсистемы:

  • ИЭМК – Интегрированная Электронная Медицинская Карта – в ней накапливается и хранится обезличенная медицинская информация. В дальнейшем ее будет анализировать Искусственный Интеллект. ИИ уже умеет проводить диагностику, разрабатывать протоколы лечения, создавать лекарственные средства и производить мониторинг состояние пациента. Машинный интеллект использует алгоритмы, которые обобщают накопленный обширный медицинский опыт, и генерирует обработанные данные в выводы, используя теорию нечетких множеств. Основное его предназначение – анализ причин-следствий в медицинской практике.

ИЭМК – это хранилище огромной базы обезличенной информации, для научных и статистических целей. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем нас ждет прецизионная медицина, появится возможность назначить индивидуальное лечение каждому с учетом уникальных генетических и других особенностей. По всему миру запускаются пилотные проекты по прецизионной медицине.

  • ФЭР – Федеральная Электронная Регистратура, позволяющая записаться на прием к врачу онлайн, вызывать врача на дом, вести расписание приемов врачей, помогать планировать консилиумы с задействованием технологий телемедицины.
  • Геоинформационная система (ГИС) – подсистема для сбора и консолидации информации о ресурсах здравоохранения, анализа доступности медицинской помощи, анализ оснащенности клиник, динамике ввода в эксплуатацию объектов для здравоохранения.
  • Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов.
  • РЭМД – Реестр Электронных Медицинских Документов – осуществляет обмен медицинской информацией. У пациентов есть доступ к своим документам в этой базе через портал госуслуг. А такая схема обеспечивает преемственность лечения. Согласно 323-ФЗ, каждый имеет право на копию своих мед документов, а сроки и порядок получения такой копии определяются уполномоченной организацией.
  • Федеральный реестр медицинских организаций.
  • Федеральный реестр медработников.
  • Подсистема обезличивания персональных данных.
  • Защищенная сеть передачи данных.
  • Интеграционные и другие подсистемы – всего 13 групп подсистем.

 

ЕЦК

Единый цифровой контур – это проект федерального уровня, входит в состав национального проекта здравоохранения. Единый цифровой контур будет создаваться на базе ЕГИСЗ и интегрировать в единую систему МИСы и региональные ГИСы (геоинформационные системы).

ЕЦК представляет из себя платформу по всем медицинским сервисам:

  • медицинская помощь,
  • санаторно-курортная поддержка,
  • лекарственное обеспечение,
  • социальная поддержка.

Цель проекта – обеспечение оптимальной доступности к медицинским услугам по всей стране и сокращение неестественной смертности.

При переезде в другой город или регион человек сможет получить доступ к своим медицинским документам через личный кабинет на сайте госуслуг (ЕПГУ). На май 2019 года эта возможность доступна не для всех граждан, для этого необходимо, чтобы медорганизации были подключены к единому цифровому контуру, начали создавать медицинские документы в цифровом формате, хранили их у себя и регистрировали (передавали ссылки об их наличии) в федеральной системе. Возможность доступа каждого гражданина к своим электронным медицинским документам должна быть обеспечена до конца 2024 года.

Из доклада Елены Бойко, заместителя Министра здравоохранения РФ.

Планируется, что к ЕЦК подключатся все клиники, и это будет являться необходимым условием для получения лицензии на медицинскую деятельность. К ЕЦК подключатся свыше 75 тысяч медицинских организаций, а также ФАП – Фельдшерско-акушерские пункты. Но специфика каждой конкретной организации предполагает возникновение трудностей при подключении, в том числе из-за низкой инфраструктурной оснащенности некоторых отдаленных регионов страны.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Существует несколько организационных проблем, например, зоны ответственности при принятии решений об использовании телемедицины, а также необходимость унифицировать медицинские справочники. Проект даже считали несостоятельным из-за серьезных различий в потребностях клиник даже в пределах одного региона и невозможности объективного выбора унифицированной системы. Эти процессуальные проблемы рано или поздно будут решены. Но есть еще и ряд технологических преград:
 

  1. Требования к ИСПДн. Согласно Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ, данные пациентов должны храниться с соблюдением ряда условий и требований к ИТ-инфраструктуре, персоналу, правам и категориям доступа и даже к помещениям где размещено оборудование. Аналогичные требования предъявляются к каналам связи между МИС и ЕГИСЗ. В МИС будут концентрироваться персональные данные медицинского характера каждого пациента.
     
  2. Инфраструктура МИС. АРМ (Автоматизированные рабочие места) врачей должны отвечать требованиям по производительности, безопасности, обладать ЭЦП (электронной цифровой подписью). Такая сложная система – как правило, не проблема для крупной клиники, но что насчет небольшого учреждения…
     
  3. Телекоммуникации. Трудности также связаны с технологиями коммуникации, такими как телефония, видеоконференцсвязь. Как правило такие сервисы являются весьма затратными в приобретении, настройке и эксплуатации.
     

Многие частные клиники уже преодолели большинство этих барьеров, один из вариантов решения проблемы – подключение к ЕГИСЗ через облачного провайдера. Облачные технологии помогают медицине двигаться в цифровом векторе, делая ИТ-возможности более доступными и понятными, быстро внедряемыми, а расходы на информатизацию медицины – прозрачными.  Выбирая облачные решения для информатизации, клиники получают возможность быстрее разворачивать серверы, работать удаленно и всегда быть на связи, оказывая качественный сервис.

 

ОБЛАЧНЫЕ ОТВЕТЫ

Конечно, облачный провайдер не сможет изменить законодательство, решить вопросы разделения ответственности, составить медицинские справочники или издать форму заявки на подключение к ЕГИСЗ для частного медицинского учреждения. Однако, помочь с решением технических проблем может еще как:
 

  1. Во-первых, в ЦОДах облачных провайдеров предусмотрен закрытый контур хранения персональных данных согласно требованиям 152-ФЗ, провайдер должен обладать всеми необходимыми лицензиями и сертификатами для оказания подобных услуг. А в его ЦОДе можно разместить информационную систему до 2 уровня защищенности. Провайдеры должны понятно объяснить клиникам: какие данные о пациентах на каких этапах куда передаются.
     
  2. Для клиники может быть предоставлена облачная инфраструктура «под ключ», готовая к подключению к ЕГИСЗ. Можно получить еще и множество дополнительных сервисов (например, VDI), создать необходимый ландшафт серверов, систем хранения и рабочих мест. Виртуальные рабочие места (VDI) отвечают требованиям производительности, доступности и защищенности. При этом клиника снимает с себя вопрос капитальных затрат на приобретение и настройку оборудования и ПО, а оплата за подключение к инфраструктуре взимается помесячно.
     
  3. Третий шаг – предоставление облачных «околомедицинских» систем – видеоконференцсвязь, телефония, CRM специально для клиник и т.д. – Все это тоже с помесячной оплатой. Такой подход позволяет даже небольшой клинике или ФАП получить доступ к современным технологиям и сервисам, а также отказаться от них в любой момент времени, когда сочтет это нужным.
     

Дуэт медицины и информационных технологий решает множество административных проблем. Вопрос упрощения пользования системой здравоохранения – приоритетный вопрос для развития качества жизни. И информатизация медицины, а тем более при поддержке государства, поступательно и планомерно решает этот вопрос. Если все организации подключатся по запланированному графику к ЕГИСЗ, мы станем пользователями удобной и доступной системы здравоохранения. А решение вопросов, касающихся здоровья, не будет вызывать неприятные ассоциации.