arrod-back new-mail arrow atom Ресурс 2 cod-modern comp connect data-cod detail email fingerprint home input-user iso justice lan libra lifebuoy people planet rub shield speedtimer stat storage tel timer

EdTech. Технологии будущего сферы образования.

25 марта 2021
Время прочтения - 12 минут
  • #технологии

Образовательный сегмент EdTech за последний год стал очень привлекательным для инвестиций. В 2020 в нем происходили самые масштабные изменения. Локдауны и ограничения по всему миру ускорили цифровую трансформацию сегмента, случился бум онлайн-обучения, который продемонстрировал высокий интерес со стороны потребителей к образовательным услугам – как ни странно, освободившее на удаленке время очень многие захотели потратить на обучение. Многие онлайн-платформы, которые обучают современным профессиям, и образовательные сервисы из сегмента EdTech показали высокий рост – это SkillBox, GeekBrains, Нетология-групп, Яндекс.Практикум, Skyeng, Puzzle English, Lingualeo, Учи.ру, Дневник.ру, Фоксфорд, ЯКласс, InternetUrok, iSpring, SkillFactory и другие.

Дистант

Практика дистанционного взаимодействия помогла образовательному и event-сегментам найти новые точки развития, объединить обширные аудитории и спикеров со всего мира в едином цифровом пространстве. Вряд ли от онлайн-каналов уйдут в будущем. Тренд на онлайн-нетворкинги не только останется, но и будет развиваться. Уже известны практики 3D-выставок и панорамных видеоэфиров на 360 градусов. Для таких «ивентов» необходим основательный подход к ИТ-инфраструктуре – ее отказоустойчивости и производительности.

Сегодня материалы курсов и трекеры успеваемости в подавляющем большинстве переведены в облака. Интернет открывает доступ ко всем ресурсам. Посредством дистанционных форматов можно с легкостью получить международное образование. С «карманными лекциями» любой может освоить даже самые сложные и нестандартные дисциплины. А безграничные виртуальные библиотеки умещаются в объектных облачных хранилищах S3 с удобными системами поиска и сортировки. Традиционное образование – вне конкуренции, но гибридная форма, где дистанционное взаимодействие – это дополнение к офлайн-урокам, открывает новые возможности всему рынку.

VR, AR, XR

Технологии виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (XR) реальности открывают перспективы для лучшего усвоения материала, так как позволяют полностью погрузить обучающихся в образовательный процесс. Только представьте, в Калифорнии учитель геометрии проводит уроки в VR-игре Half Life, расчерчивая геометрические теоремы на виртуальной доске. Тренд подхватил и его коллега из России, который в период пандемии объяснял в игре магистрантам авиационного института основы дискретных динамических последовательностей. Не за горами виртуальные экскурсии на Большой адронный коллайдер, в Лувр или на дно Байкала!

Гарнитуры виртуальной реальности уже помогают студентам-медикам выполнять тренировочные операции на несуществующих пациентах, а студентам с ограниченными возможностями – чувствовать себя наравне с остальными в процессе обучения. Использование технологии смешанной реальности XR хороша еще и тем, что на ее основе можно создать «симбиоз» традиционной и виртуальной систем обучения без потери эффекта от живого контакта с преподавателями.

BigData Management

Увеличивается трафик информации в сетях. Теперь поиск полезной информации в сети – это тот еще квест. Одна из основных причин – увеличение автоматически генерируемых данных. Искусственный интеллект научился генерировать контент автоматически. Необходимо тщательно вручную следить за качеством информации. Получать полезные и качественные знания самостоятельно становится с каждым годом все сложнее, популярность услуг в этой области растет.

Технология дополненного интеллекта незримо присутствует во многих сервисах, необходимых для поиска и обработки важных данных. Наука о данных помогает сортировать информацию, проверять гипотезы, исключать случайности и делать правильные выводы. Сегодня обработку больших массивов выполняют высокопроизводительные серверы. Облачная инфраструктура с графическими процессором (IaaS с GPU) помогает онлайн-платформам справляться с большими массивами видеоконтента, 3D-моделированием, работой с нейросетями и машинным обучением.

В облаках можно найти и креативные инструменты с регулярными апдейтами от разработчика, доступными с любых устройств и снабженными технологией резервного копирования на случай внезапного удаления рабочих файлов. Теперь, чтобы обучить студента, модераторы образовательной онлайн-платформы дистанционно открывают доступы к облачным редакторским инструментам – например, ко всем известным Photoshop, Illustrator, After Effects и другим программам из стека Adobe Creative Cloud.

Искусственный интеллект

На помощь преподавателям, которые не успевают прорабатывать материал с каждым в индивидуальном порядке, приходят алгоритмы. Искусственный и дополненный интеллект гибко подстраиваются под обучаемого и особенности его восприятия. Когнитивные технологии формируют индивидуальный учебный план, анализируя прогресс обучающегося, чтобы в нужный момент подтянуть знания и восполнить пробелы. Сейчас в рамках разработки ИИ для обучения работают с такой задачей, как регулярная актуализация индивидуального плана под студента и окружающие его реалии. Эксперты со стороны онлайн-платформ отмечают, что полная персонализация образования будет доступнее, когда каждый обучающийся начнет пользоваться удобным персональным устройством.

Онлайн-платформы для изучения иностранных языков уже применяют системы распознавания речи на базе искусственного интеллекта. Технологии компьютерного зрения используются, чтобы анализировать поведение, эмоциональное и физиологическое состояние учеников в процессе изучения материала. На сегодняшний день компьютер научился это делать лучше людей.

Будущее онлайн-обучения

Дополненная реальность, облачные вычисления, адаптивные системы обучения, геймификация – эти технологии делают образование все более доступным и позволяют каждому практиковать навыки. Растет тренд на иммерсивные технологии в обучении – такие как дополненная, виртуальная и смешанная реальность. Для воплощения принципа персонализации наконец есть все необходимые ресурсы – и причина вовсе не в возросшей привлекательности профессии преподавателя – искусственный интеллект теперь тоже вступает в дело!

В мире образования уже полно контента, различных сервисов со всевозможными функциями и технологиями. Но ни одна технологическая инновация не сможет принести пользу без высокопроизводительной вычислительной среды. Пока квантовые вычисления не научились справляться с коммерческими задачами, и суперкомпьютеры еще некоторое время будут не по карману рынку. Сегодня самый прокаченный вычислительный ресурс предлагают облака, дополненные всеми необходимыми технологиями, которые можно собирать по потребности. Например, для всего, что касается работы с визуальным контентом, нейросетями и машинным обучением, в облаке есть графический ускоритель GPU, который позволяет обрабатывать до 40 раз больше запросов в единицу времени. А работу с Big Data прекрасно дополняет принцип безлимитной масштабируемости облачных ресурсов. Наконец, что касается самого процесса обучения, где имеет место быть персонализация данных пользователей, не получится обойти стороной вопросы информационной безопасности. И облака как нельзя кстати проработаны в этой части – как с технологической, так и с юридической стороны.

Итак, самое важное в образовательной сфере – это помогать пользователю ориентироваться в изучении той или иной области. И технологии, дополненный высокопроизводительными облачными вычислениями, на сегодняшний день прекрасно справляются с этой задачей!