Телемедицина немыслима без построения единой телекоммуникационной ИТ-инфраструктуры. Интерес – двусторонний: со стороны медицины к IT и наоборот. Отрасль здравоохранения становится более восприимчивой к инновациям, идет активная господдержка. Клиники все чаще обращаются к технологиям, появляется все больше программных и технических продуктов для медицинских нужд.
Облик медицинского сервиса модифицируется под влиянием IT. Эффект распространяются не только на пациентов, но и на медработников. Системы упрощают жизнь сотрудников клиник, параллельно улучшая пользовательский опыт общения пациентов с медицинской организацией.
Система здравоохранения переходит в новое поколение. Это связано с большим скачком в развитии технологических решений и программных продуктов и цифровизацией в целом. Многие частные клиники уже разработали собственные медицинские информационные системы (МИС), которые поддерживают документооборот и коммуникацию внутри них. Теперь необходимо выровнять оснащенность медучреждений информационными системами и интегрировать их все в единую структуру, дав возможность кросс-использования накопленного врачебного опыта.
МИС
Медицинская информационная система – это цифровая платформа для медицинской организации, объединяющая множество цифровых медицинских сервисов (услуг).
Проект по разработке и повсеместному внедрению МИС имеет федеральные масштабы. Еще в 2008 году по заказу Минкомсвязи РФ в рамках программы «Электронная Россия» разработали Федеральную типовую медицинскую информационную систему (ФТМИС), в которой содержатся унифицированные конфигурации интерфейса для различных медицинских структур и учреждений. В любой МИС основные блоки - это:
- электронные карты пациентов – ядро системы,
- показания с медицинских приборов,
- данные исследований,
- система для коммуникации между медицинскими работниками,
- финансовая и административная информация.
При создании проекта объединились два направления: организация здравоохранения и медицинская информатика. Ключевым приоритетом системы должен быть персонализированный подход в медицине.
Типовая МИС предполагает автоматические заполнение отчетных форм – бумажная работа в клинике сводится к минимуму. При этом электронная платформа не ограничивается этим функционалом, а должна также обеспечивать информационную поддержку, помощь в лечении пациентов. От нее ждут полноценного инструмента принятия врачебных решений.
На федеральном уровне реализуют идею создания единой платформы, которая объединила бы существующие МИС и агрегировала всю информацию – финансовую, административную и медицинскую. У всех МИС есть должна быть возможность подключиться к единой национальной виртуальной базе здравоохранения. Роль такой платформы приняла на себя ЕГИСЗ.
ЕГИСЗ
Все МИС, в том числе частных медицинских учреждений, еще до начала 2019 года должны были подключиться к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Эту национальную электронную платформу создали, чтобы из любого медицинского учреждения получать доступ к цифровым медицинским сервисам с помощью «тонких клиентов» через Интернет.
В марте 2019 выяснилось, что с подключением МИС коммерческих организаций возникли проблемы, срок обязательного подключения продлили до 2022 года.
Основной инфраструктурный элемент ЕГИСЗ - федеральный дата-центр (ЦОД). Регионы могут пользоваться инфраструктурой федерального ЦОДа либо самостоятельно арендовать пространство у местных провайдеров по сервисной модели.
В состав ЕГИСЗ входят подсистемы:
- ИЭМК – Интегрированная Электронная Медицинская Карта – в ней накапливается и хранится обезличенная медицинская информация. В дальнейшем ее будет анализировать Искусственный Интеллект. ИИ уже умеет проводить диагностику, разрабатывать протоколы лечения, создавать лекарственные средства и производить мониторинг состояние пациента. Машинный интеллект использует алгоритмы, которые обобщают накопленный обширный медицинский опыт, и генерирует обработанные данные в выводы, используя теорию нечетких множеств. Основное его предназначение – анализ причин-следствий в медицинской практике.
ИЭМК – это хранилище огромной базы обезличенной информации, для научных и статистических целей. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем нас ждет прецизионная медицина, появится возможность назначить индивидуальное лечение каждому с учетом уникальных генетических и других особенностей. По всему миру запускаются пилотные проекты по прецизионной медицине.
- ФЭР – Федеральная Электронная Регистратура, позволяющая записаться на прием к врачу онлайн, вызывать врача на дом, вести расписание приемов врачей, помогать планировать консилиумы с задействованием технологий телемедицины.
- Геоинформационная система (ГИС) – подсистема для сбора и консолидации информации о ресурсах здравоохранения, анализа доступности медицинской помощи, анализ оснащенности клиник, динамике ввода в эксплуатацию объектов для здравоохранения.
- Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов.
- РЭМД – Реестр Электронных Медицинских Документов – осуществляет обмен медицинской информацией. У пациентов есть доступ к своим документам в этой базе через портал госуслуг. А такая схема обеспечивает преемственность лечения. Согласно 323-ФЗ, каждый имеет право на копию своих мед документов, а сроки и порядок получения такой копии определяются уполномоченной организацией.
- Федеральный реестр медицинских организаций.
- Федеральный реестр медработников.
- Подсистема обезличивания персональных данных.
- Защищенная сеть передачи данных.
- Интеграционные и другие подсистемы – всего 13 групп подсистем.
ЕЦК
Единый цифровой контур – это проект федерального уровня, входит в состав национального проекта здравоохранения. Единый цифровой контур будет создаваться на базе ЕГИСЗ и интегрировать в единую систему МИСы и региональные ГИСы (геоинформационные системы).
ЕЦК представляет из себя платформу по всем медицинским сервисам:
- медицинская помощь,
- санаторно-курортная поддержка,
- лекарственное обеспечение,
- социальная поддержка.
Цель проекта – обеспечение оптимальной доступности к медицинским услугам по всей стране и сокращение неестественной смертности.
При переезде в другой город или регион человек сможет получить доступ к своим медицинским документам через личный кабинет на сайте госуслуг (ЕПГУ). На май 2019 года эта возможность доступна не для всех граждан, для этого необходимо, чтобы медорганизации были подключены к единому цифровому контуру, начали создавать медицинские документы в цифровом формате, хранили их у себя и регистрировали (передавали ссылки об их наличии) в федеральной системе. Возможность доступа каждого гражданина к своим электронным медицинским документам должна быть обеспечена до конца 2024 года.
Из доклада Елены Бойко, заместителя Министра здравоохранения РФ.
Планируется, что к ЕЦК подключатся все клиники, и это будет являться необходимым условием для получения лицензии на медицинскую деятельность. К ЕЦК подключатся свыше 75 тысяч медицинских организаций, а также ФАП – Фельдшерско-акушерские пункты. Но специфика каждой конкретной организации предполагает возникновение трудностей при подключении, в том числе из-за низкой инфраструктурной оснащенности некоторых отдаленных регионов страны.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Существует несколько организационных проблем, например, зоны ответственности при принятии решений об использовании телемедицины, а также необходимость унифицировать медицинские справочники. Проект даже считали несостоятельным из-за серьезных различий в потребностях клиник даже в пределах одного региона и невозможности объективного выбора унифицированной системы. Эти процессуальные проблемы рано или поздно будут решены. Но есть еще и ряд технологических преград:
- Требования к ИСПДн. Согласно Федеральному закону "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ, данные пациентов должны храниться с соблюдением ряда условий и требований к ИТ-инфраструктуре, персоналу, правам и категориям доступа и даже к помещениям где размещено оборудование. Аналогичные требования предъявляются к каналам связи между МИС и ЕГИСЗ. В МИС будут концентрироваться персональные данные медицинского характера каждого пациента.
- Инфраструктура МИС. АРМ (Автоматизированные рабочие места) врачей должны отвечать требованиям по производительности, безопасности, обладать ЭЦП (электронной цифровой подписью). Такая сложная система – как правило, не проблема для крупной клиники, но что насчет небольшого учреждения…
- Телекоммуникации. Трудности также связаны с технологиями коммуникации, такими как телефония, видеоконференцсвязь. Как правило такие сервисы являются весьма затратными в приобретении, настройке и эксплуатации.
Многие частные клиники уже преодолели большинство этих барьеров, один из вариантов решения проблемы – подключение к ЕГИСЗ через облачного провайдера. Облачные технологии помогают медицине двигаться в цифровом векторе, делая ИТ-возможности более доступными и понятными, быстро внедряемыми, а расходы на информатизацию медицины – прозрачными. Выбирая облачные решения для информатизации, клиники получают возможность быстрее разворачивать серверы, работать удаленно и всегда быть на связи, оказывая качественный сервис.
ОБЛАЧНЫЕ ОТВЕТЫ
Конечно, облачный провайдер не сможет изменить законодательство, решить вопросы разделения ответственности, составить медицинские справочники или издать форму заявки на подключение к ЕГИСЗ для частного медицинского учреждения. Однако, помочь с решением технических проблем может еще как:
- Во-первых, в ЦОДах облачных провайдеров предусмотрен закрытый контур хранения персональных данных согласно требованиям 152-ФЗ, провайдер должен обладать всеми необходимыми лицензиями и сертификатами для оказания подобных услуг. А в его ЦОДе можно разместить информационную систему до 2 уровня защищенности. Провайдеры должны понятно объяснить клиникам: какие данные о пациентах на каких этапах куда передаются.
- Для клиники может быть предоставлена облачная инфраструктура «под ключ», готовая к подключению к ЕГИСЗ. Можно получить еще и множество дополнительных сервисов (например, VDI), создать необходимый ландшафт серверов, систем хранения и рабочих мест. Виртуальные рабочие места (VDI) отвечают требованиям производительности, доступности и защищенности. При этом клиника снимает с себя вопрос капитальных затрат на приобретение и настройку оборудования и ПО, а оплата за подключение к инфраструктуре взимается помесячно.
- Третий шаг – предоставление облачных «околомедицинских» систем – видеоконференцсвязь, телефония, CRM специально для клиник и т.д. – Все это тоже с помесячной оплатой. Такой подход позволяет даже небольшой клинике или ФАП получить доступ к современным технологиям и сервисам, а также отказаться от них в любой момент времени, когда сочтет это нужным.
Дуэт медицины и информационных технологий решает множество административных проблем. Вопрос упрощения пользования системой здравоохранения – приоритетный вопрос для развития качества жизни. И информатизация медицины, а тем более при поддержке государства, поступательно и планомерно решает этот вопрос. Если все организации подключатся по запланированному графику к ЕГИСЗ, мы станем пользователями удобной и доступной системы здравоохранения. А решение вопросов, касающихся здоровья, не будет вызывать неприятные ассоциации.