Публикация на портале «СБЕР Про» от 11 августа 2020
В условиях неопределённости становится всё сложнее строить долгосрочные планы. Серьёзные вызовы стоят здесь и сейчас перед всеми представителями торговли. Промедлить — значит проиграть в будущем. Как облачные технологии помогают ответить на самые актуальные на данный момент вызовы?
Вызов 1. Невозможно планировать хозяйственную деятельность и потребности в технических ресурсах на длительную перспективу
Прогнозировать спрос стало практически невозможно ни в ритейле, ни в оптовом сегменте, особенно в 2020 году. Взрывной рост количества заказов в интернет-магазинах и резкий скачок спроса на сервисы доставки повысил нагрузку не только на персонал, но и на онлайн-сервисы, которые порой испытывали наплыв трафика, как в периоды акций чёрной пятницы. В таких реалиях на первый план выходит оперативная работа сервисов и ИТ-систем. Компаниям, работающим с учётом сезонности, нужно запасаться оборудованием впрок. А это автоматически значит, что серверные мощности будут использоваться неравномерно: периодически простаивать или, наоборот, работать на пределе.
Пример, актуальный для организаций, которые проводят акции из разряда «чёрная пятница». Допустим, для того чтобы справиться с нагрузкой на серверы в периоды распродаж, требуются мощности десяти серверов. В остальное время на протяжении всего года достаточно работы шести. Что с остальными четырьмя «железками»? Не используются? Не приносят никакой прибыли компании? Зато продолжают участвовать в расходах. Сервер — это дорогостоящий актив, и инвестиции в него не заканчиваются после приобретения.
Решение: использование ИТ-ресурсов в том объёме, который требуется здесь и сейчас.
Сделать это можно, арендовав ИТ-инфраструктуру в облаке, — IaaS. Какое именно облако — публичное, частное или гибридное, — зависит от стратегических задач бизнеса. Различия — в стоимости решения и степени распоряжения инфраструктурой: публичным облаком вместе с вами будут пользоваться ещё несколько заказчиков, а частное спроектируют специально под вас. Иногда есть возможность сконструировать сайт прямо в облачной среде и там же его хостить. При росте нагрузки облачные ресурсы масштабируются, а при падении можно легко отказаться от мощностей, которые уже не требуются. То есть плата за ресурсы пропорциональна их потреблению.
Неважно, что размещается в облаке — сайт интернет-магазина или критичные для бизнеса аналитические сервисы. Результат для всех случаев — непрерывная эксплуатация высокопроизводительной облачной среды и её масштабируемость, параллельная нагрузке на систему. Приятный бонус — оптимизация трудовых, временных и финансовых ресурсов в части ИТ (ещё расскажу об этом подробнее дальше).
Вызов 2. Собственная ИТ-инфраструктура требует денежных вложений
Планирование расходов на ИТ сопряжено со сложностями, а восполнить дефицит ресурсов в сжатые сроки практически невозможно без серьёзных затрат, если они не были заранее прописаны в бюджете. В совокупной стоимости владения инфраструктурой и ПО участвуют:
- закупка и обновление лицензий на ПО;
- обновление оборудования (серверы, маршрутизаторы, коммутаторы, СХД, кабельная инфраструктура и др.);
- система информационной безопасности (аппаратно-программные комплексы и работа специалистов);
- ремонт и обслуживание парка техники;
- аренда или обслуживание помещений, в которых расположена инфраструктура (климат-контроль, энергоснабжение, уборка помещений и др.);
- налоговые отчисления (на имущество организации).
Любой актив также вносит свой вклад в амортизационные отчисления, которые повышают издержки и следом — стоимость отпускаемых товаров. Консалтинговые компании рекомендуют торговой отрасли инвестировать в ИТ от 0,4 до 0,9% от валового дохода: если цифра находится вне этих пределов, финансы в части ИТ работают неэффективно. И всё же при работе на онпремисной (on premise — расположенной на предприятии) инфраструктуре каждую копейку никогда не посчитаешь.
Чем глубже копаешь, тем больше расходов всплывает, в том числе и неявных. Например, чаще всего организации закупают лицензии на программы, реже разрабатывают собственное ПО силами штатных сотрудников, которым необходимо платить зарплату, отчислять налоги, содержать и обслуживать офисное рабочее помещение. Срок полезного использования ПО ограничен, далее необходимо обновление, а значит, снова расходы.
Решение: перераспределение расходов на ИТ из капитальных в операционные.
Важное преимущество для отрасли, испытывающей серьёзную налоговую нагрузку, — возможность пользоваться инфраструктурными ресурсами по модели аренды или облачными приложениями по подписке и таким образом перевести расходы на ИТ из капитальных в операционные. Оптимальное решение — модель PAYG (Pay As You Go — плата только за потреблённые ресурсы). Она позволяет в короткие сроки оценить эффект от переноса бизнес-процессов в облако.
Арендуя ПО в облаке (SaaS), можно экономить на закупке лицензий и дополнительного оборудования под эксплуатацию систем с особыми техническими требованиями. Многие провайдеры также дают финансовую гарантию на стабильную работу платформы, так как понимают, что от непрерывности зависят критичные функции бизнеса. Ещё одно преимущество — не нужно покупать и обновлять лицензии, чтобы начать работу на новейшей версии ПО, в облаке всё обновляется автоматически.
Вызов 3. Несовместимость «софта» и «железа»
Эта проблема обострилась, когда стали множиться всевозможные отраслевые и коробочные решения для бизнеса. Любое изменение бизнес-логики приложений — это головная боль для ИТ-отдела: приходится модернизировать или наращивать ресурсы, если нет возможности интегрировать новые сервисы в существующую платформу.
Торговля сильно зависит от доступности ИТ-платформ и сервисов, в которых ведутся ключевые бизнес-процессы, здесь простои недопустимы. Стоимость времени на решение проблем может оказаться очень высокой. А что насчёт эффективного менеджмента баз данных? Стоит ли выделять персонал специально для этого?
Решение: синхронизация сервисов и систем через высокопроизводительную облачную среду.
Интеграторы предлагают множество сервисов от известных разработчиков, доступных по подписке. В облачной среде работать с сервисами удобно, потому что:
- о совместимости там уже позаботились (обычно провайдер и разработчик договариваются о технических параметрах или готовят универсальные решения);
- можно работать с сервисами с разных устройств в режиме удалённого приложения, рабочего стола (VDI), тонкого клиента или веб-клиента через браузер;
- легко настроить синхронизацию CRM и ERP-системы между собой, с торговым оборудованием и сайтом;
- дополнительные конфигураторы в облачной среде быстрой разработки дают возможность разрабатывать прикладные решения и администрировать базы данных.
Вызов 4. Необходимость эффективной и безопасной онлайн-работы
2020 год проверил торговую отрасль на пластичность и адаптивность к непредсказуемым условиям — значительную часть работы пришлось переводить в онлайн-формат. Предприниматели остро ощутили серьёзность высказывания Билла Гейтса: «Если вашего бизнеса нет в интернете, значит, вас нет в бизнесе». Год 2020-й придал этому выражению новый смысловой оттенок: речь уже не столько об интернет-магазинах, сколько о работе распределённых команд в удалённом режиме через интернет. Но, кажется, настроить сотрудникам терминальный доступ к корпоративной сети уже недостаточно, чтобы обеспечить эффективность и непрерывность бизнес-процессов.
Решение: организация удалённой работы с использованием удобных сервисов, соответствующая требованиям информационной безопасности.
Как уже было сказано, облака пестрят всевозможными SaaS-решениями. На облачных мощностях сервисы видеоконференцсвязи (Skype, ZOOM, VideoMost) работают без нареканий при организации даже масштабных виртуальных мероприятий. Данные шифруются и архивируются, а для доступа используется многофакторная аутентификация. То же самое и с облачными файлообменниками (SendFile, VALO CLOUD), позволяющими контролировать «логистику» информации в сети и за её пределами.
Облако обладает двумя фундаментальными преимуществами — гибкостью и безопасностью. Сотрудники отовсюду имеют доступ к корпоративной сети, при этом передача данных идёт по зашифрованным каналам, и при необходимости можно настроить многофакторную аутентификацию. Администрирование сети остаётся централизованным, если использовать технологию виртуальных рабочих мест (VDI). Тогда профили сотрудников будут изолированы от любого контента на личных устройствах, используемых для работы, и останутся в закрытом облачном контуре корпоративной сети.
Вызов 5. Угрозы информационной безопасности
Понимание последствий фишинга в последнее время подрывает доверие пользователей даже к легитимным ресурсам. Возросший интерес к онлайн-покупкам означает и рост объёмов пользовательских персональных и платёжных данных в сети. Кроме того, законодательство РФ предъявляет серьёзные требования к технической оснащённости и защищённости информационных систем, которые обрабатывают персональные данные граждан РФ. Коммерческая информация тоже нуждается в большем внимании. Рост веб-трафика с корпоративной информацией увеличивает и риски нелегитимного доступа к ней. Если взглянуть на перспективы отрасли, то развитие технологий розничного интернета вещей и биометрических систем сопряжено с поддержкой со стороны информационной безопасности. А изменения в структуре внутренних процессов или любое техническое нововведение в организации открывает новые горизонты ответственности специалистов информационной безопасности.
Решение: всесторонняя защита данных и информационных ресурсов, соответствующая требованиям регуляторов.
В облачной среде провайдера сеть защищается по периметру антивирусными программно-аппаратными комплексами, межсетевым экранированием и DLP-системами. В защищённом периметре можно организовать централизованную работу распределённой розничной сети с любой численностью персонала и коммерческих объектов. Комплекс защитных мер «шьётся по параметрам» бизнеса, да и корректируется со временем в случае необходимости.
Вызов 6. Снижение качества функционирования бизнеса и рост числа инцидентов из-за отсутствия необходимого контроля
Эффективность бизнеса — довольно широкая тема, которую мы попытались рассмотреть с разных сторон. Одна из сторон — правильный контроль бизнеса. Обычно функция контроля делегируется специальным сотрудникам и осуществляется в соответствии с их видением. Нанимаются супервайзеры, «тайные покупатели», охранники. Однако у специалистов не всегда есть возможность своевременно присутствовать на месте, если что-то произошло. А ещё сложнее восстановить цепочку событий и вычислить виновного, например, в краже — не важно, в торговом зале или на складских помещениях.
Решение: дистанционное наблюдение за бизнесом.
Торговые залы, офисные и складские помещения можно контролировать через систему облачного видеонаблюдения без необходимости выделять в штате новый отдел. Эта технология даёт и дополнительные плюсы: контроль качества, оптимизацию работы по мерчендайзингу и супервайзингу, экономию на тайных покупателях. А встроенный анализ видеоряда помогает вести статистику посещений торговых объектов, своевременно обнаруживать воров и совершенствовать обслуживание клиентов.
Вызов 7. Динамичные модели потребительского поведения и высокая конкуренция на рынке
Сегодня потребности миллениалов отражают потребности рынка. Спрос всё плотнее концентрируется в сегменте поколения Z, представители которого хотят получать индивидуальные предложения, отдают приоритет онлайн-покупкам и ценят быстрый функциональный сервис. При этом, если в поле зрения зумеров появляется что-то более удобное, они быстро меняют привычки и уходят к конкурентам, если те предложат более надёжную альтернативу прежнему сервису. Будущее — за удобными торговыми форматами, а формат e-commerce будет только расти, и каждый из нас мог убедиться в этом на собственном опыте.
Решение: кооперация с технологическими компаниями для достижения синергетического эффекта.
Сразу к примерам. Зарубежная компания Amazon реализует облачные сервисы для бизнеса, при этом открывает магазины без продавцов и держит зарубежный рынок электронной торговли. Amazon сумел приумножить свой вклад в торговую отрасль, объединив имеющиеся у него ресурсы, и обосноваться сразу на двух рынках, перетягивая одеяло у ближайших конкурентов — Walmart и Microsoft. Это отличный пример бизнес-технологической синергии, сосредоточенной в активах у одного бренда. Но подобной структурой активов большинство компаний не обладают, отдавая приоритет одному ключевому направлению бизнеса.
Walmart и Microsoft поставили амбициозную цель: ИТ-гигант и ритейлер заключили соглашение на принципах симбиоза для противостояния сильному конкуренту, который «уселся» сразу на двух стульях. Этот альянс призван уравновесить рынок и расставить все «стулья» по местам. Microsoft предоставляет ритейлеру облачные мощности Azure, корпоративные сервисы Office и некоторые наработки в части искусственного интеллекта. Специально для проекта «магазинов без продавцов» компания Microsoft привлекла специалистов по компьютерному зрению. Также Walmart намерен построить глобальную IoT-платформу в облаке Azure. Облачная модель позволит ритейлеру расти вместе с потребительским спросом, а технологии, реализованные в облаке, — гибко адаптироваться под динамичные модели потребительского поведения.
заместитель руководителя presale-отдела департамента инновационного развития компании «Онланта»,
Александр Бытин