Облачные технологии: 5 главных характеристик

Самообслуживание

Облачные услуги оставляют за заказчиком возможность самому, с помощью администраторов или представителей, обслуживать свою инфраструктуру внутри облака. Проще говоря, для компании, заказавшей облачную услугу, провайдер создает личный кабинет с возможностью управления серверными мощностями: в личном кабинете ИТ-специалист компании может создавать виртуальные машины, добавлять необходимые в данный момент ресурсы, и смотреть текущий статус своего заказа. Благодаря самообслуживанию заказчик постоянно держит руку на пульсе и знает, как функционирует ИТ-инфраструктур в его компании.

Универсальный доступ

Универсальный доступ подразумевает, что к облаку, к инфраструктуре, которую заказчик получает у облачного провайдера, можно получить доступ из любой точки мира через интернет. Универсальный доступ к облаку можно также получить, используя любое устройство: планшеты, мобильные устройства, ноутбуки. Таким образом реализуется принцип – работа в облаке и с облаком в любом месте, в любое время, с любого устройства.

Объединение ресурсов

Облачный провайдер зарабатывает благодаря объединению ресурсов или принципу переподписки, т.е. продает ресурсов больше, чем у него есть. Коэффициент переподписки рекомендует вендор - разработчик. Например, сейчас рекомендованный коэффициент переподписки у VMware 5 к 1. Это значит, что, имея в облаке 100 единиц ресурсов, можно продать 500, и это никак не отразиться на работоспособности системы. Почему?
Сделав сайзинг, заказчики всегда берут ресурсы с запасом, но никогда не используют их на 100%. У любой информационной системы есть пиковые нагрузки и нагрузки в момент спада. Коэффициент переподписки рассчитывается с учетом того, что одни информационные системы потребляют больше ресурсов, например, днем, а другие - ночью. Провайдер отслеживает нагрузку в своей инфраструктуре и выдает необходимый уровень переподписки. 

Эластичность

Эластичность – это гибкость выделения ресурсов. Если заказчик создает у себя программно-аппаратный комплекс, он закупает сервера и программное обеспечение под определенную задачу. Он делает сайзинг: подбирает оборудование под требования информационных систем. Правильный сайзинг означает подбор такого количества оборудования, чтобы информационной системе хватило мощностей в периоды пиковых нагрузок. Пиковые нагрузки, например, сайта госзакупок приходятся на конец года и конец квартала. В ритейле период пиковых нагрузок – это момент выхода какого-нибудь нового востребованного продукта или предпраздничное время: 8 марта, 23 февраля, Новый год и т.д. В этот период информационные системы должны выдержать максимальную нагрузку. Проблема в том, что, естественно, в момент непиковой нагрузки закупленные ресурсы простаивают, т.е. закупив оборудование под информационную систему в ПАКе, заказчик тратит больше денег, чем требуется. По факту закупленные ресурсы востребованы лишь 20% в году, а всё остальное время они простаивают. 
Эластичность облачных технологий как раз решает эту проблему: заказчик может гибко увеличивать и уменьшать ресурсы в зависимости от задач бизнеса в данный момент. В период пиковых нагрузок заказчик может самостоятельно увеличить количество ресурсов. В момент спада нагрузки он может уменьшить количество серверных мощностей и платить только по факту использования ресурсов. 

Учет потребления

Учетом потребления также называется биллинг. Это инструмент, который позволяет заказчику видеть, какое количество ресурсов он использовал. Биллинг позволяет легко проанализировать показатели потребления ресурсов за выбранный промежуток времени: час, сутки, день, год. Системы автоматической отчетности, работающие в облаке, позволят снимать отчеты по нагрузке. Биллинг – это система, которая помимо отчета о нагрузке, также выдает отчеты в денежном эквиваленте – считает потребленные ресурсы в деньгах, выставляет акты, счета.