Облачный бизнес

На протяжении всего 2017 года аналитические компании и СМИ фиксировали подъем облачного рынка. Провайдеры и их клиенты наизусть выучили, что рынок облаков растет на 20–30% ежегодно, а развитие облачного бизнеса опережает классический ИТ-рынок и рынок дистрибьюции. Целый год поведение заказчиков определяла модель «из CAPEX в OPEX»: сокращение закупок оборудования — приобретение из облака решений под ключ. Какие услуги были наиболее востребованы в уходящем году? Появились ли на рынке новые конкуренты и следует ли ждать снижения цен в 2018-м?

Заказчики и услуги: тренды и запросы рынка

Основными заказчиками облачных услуг в уходящем году стали компании, работающие в сфере ретейла. Кажется, уже не осталось ни одного крупного игрока в реитейле, который бы не использовал облачные технологии: компании или строят свои приватные облака, или переносят всю инфраструктуру в публичное облако.

Нужно особо отметить и активность банков в области облачных технологий. Чтобы соответствовать запросам заказчиков из этой отрасли, нам постоянно приходится совершенствовать свои решения, в первую очередь с точки зрения информационной безопасности.

Главный тренд 2017-го — популярность гибридных облаков и мультиоблачных услуг. Гибридные облака предполагают размещение инфраструктуры частично на территории заказчика, частично в публичном облаке. Мультиоблачные услуги предоставляют заказчику возможность разделить свою информационную систему и передать ее на поддержку облачным провайдерам в разных инфраструктурах, которые затем будут синхронизированы.

Новая конъюнктура рынка: неожиданные конкуренты, новые партнеры и вендоры

Еще год назад мы в принципе не рассматривали телеком как серьезного конкурента. А в 2017-м телеком-операторы вышли на рынок облаков с готовыми решениями, большими каналами продаж и штатом телемаркетинга, сильным отделом сейлз-менеджеров, готовых агрессивно продавать решения на SMB-рынок.

В 2017-м по сравнению с предыдущим годом также значительно увеличилось количество стартапов, нацеленных на облачную модель продаж SaaS. Сейчас нам стабильно предлагают партнерство один-два стартапа в неделю. Цель молодых компаний — свободные ниши на рынке. Некоторые из них предлагают решения, имеющие конкурентные преимущества, в уже занятых нишах. А бывает, попадаются разработчики с интересными продуктами, но у них нет четкого понимания своей целевой аудитории, они просто верят, что продукт шикарный, а вот кто им будет пользоваться, пока не ясно. В любом случае, чем больше идей и проектов приходит от разработчиков, тем стремительнее развивается индустрия. Разработчиков много, хороших продуктов тоже, но в 2017 году говорить о революционных решениях на рынке SaaS, по моему мнению, рано.

В инфраструктуре продолжается серьезный рост виртуализации всего и вся: виртуальные коммутаторы, маршрутизаторы, виртуальные СХД и библиотеки. В 2017-м на российском рынке была особенно активна компания Oracle. С одним из партнеров она развернула облако в России и продает СУБД по модели подписки, сохраняя весьма жесткую политику лицензирования. Так, облачные провайдеры, имеющие отличающуюся от Oracle систему виртуализации, лишены возможности продавать Oracle СУБД из своих публичных облаков.

На российском облачном рынке представителям зарубежного бизнеса тяжело конкурировать с крупными отечественными компаниями за конечных клиентов, поскольку первые недостаточно хорошо знают российскую специфику: нюансы федеральных законов, ограничения со стороны информационной безопасности и регулирование в данной сфере. В связи с этим наиболее распространенная модель ведения бизнеса для западных компаний в России — строительство ЦОДов, поставка оборудования и ПО для разработки конечных сервисов, которые продают российские партнеры.

Цены: начало конкурентных войн

Если не брать в расчет новых игроков на рынке (они еще не успели показать какую-либо ценовую динамику), по моим наблюдениям, ни один из провайдеров не поменял стоимость своих услуг в этом году. Если брать наиболее востребованную, на мой взгляд, услугу IaaS, мы видим, что цены на нее не меняются, поскольку провайдеры IaaS закупают оборудование и ПО примерно у одних и тех же западных производителей, а их немного. Иностранные компании транслируют свой прайс-лист в Россию открыто, на равных условиях для всех.

Следует отметить, что новое оборудование дороже того, которое закупалось несколько лет назад, но вместе с ценой растет и плотность, то есть за те же ресурсы провайдеры платят меньше по статьям «размещение» и «потребление электроэнергии».

Заказчики распробовали облачные технологии в России, все знают три стандартные модели услуг — SaaS, IaaS, PaaS. Клиенты начинают сравнивать, у кого лучше технологии, SLA, история предоставления услуг. Два года назад мы часто слышали о падении облаков, недоступности сервисов. В 2017-м не было значимых аварий ни у одного из крупных провайдеров. В таких условиях в скором времени мы ожидаем снижения цен на услуги и дальнейшего роста конкуренции.

Итоги и планы: будущее за развитием технологий

Как показал уходящий год, клиентам становится мало одного лишь качественного сервиса. Крупные игроки на рынке смогли построить хорошие отказоустойчивые системы, начинается серьезная ценовая борьба. Таков естественный путь развития бизнеса: появляется новая услуга, цены на нее разнятся, потом поставщики услуги приходят к единому знаменателю, после ценовой войны стоимость сервиса окончательно устанавливается. Через какое-то время компании перестанут зарабатывать на одной лишь инфраструктуре. Поэтому для лидеров рынка 2017-й стал началом периода исследований и изменений в бизнесе и технологиях.

В 2017 году мы, например, разработали новую архитектуру и поменяли практически всю инфраструктуру нашего облака: серьезно повысили отказоустойчивость, заключили партнерство со многими вендорами и разработчиками ПО. Все изменения были необходимы для развития и запуска новых, а также повышения качества текущих услуг. Много сил и времени мы уделили запуску направления R&D, которого раньше не было в нашей компании. Практически весь год занимались исследовательской деятельностью. В частности, много времени потратили на исследование гиперконвергенции и SDS, тестирование новых продуктов, которые можно продавать по модели SaaS и поиск новых решений в области информационной безопасности.

В направлении R&D мы сконцентрировались на разработке новых решений: личных кабинетов, систем мониторинга и оповещения заказчиков, доработке систем отчетности. Также внедрили системы анализа инфраструктуры и сбоев. В следующем году презентуем нашу систему биллинга и личных кабинетов непосредственно для заказчиков, пока что мы ей пользуемся только внутри компании.

В 2018 году мы продолжим работать над востребованными на рынке сервисами и будем искать зарубежных и российских партнеров для развития SaaS: чем обширнее и качественнее мы сможем создать портфель продуктов по модели SaaS, тем лучше и быстрее будем развиваться.

Автор: Олег Коновалов – руководитель отдела облачных сервисов 
Источникhttp://www.allcio.ru/cionews/management/136433.html