arrod-back new-mail arrow atom Ресурс 2 cod-modern comp connect data-cod detail email fingerprint home input-user iso justice lan libra lifebuoy people planet rub shield speedtimer stat storage tel timer

Облака: выбираем провайдера

19 марта 2018
Время прочтения - 6 минут
  • #полезное

Предположим, вы хорошо знаете, что такое облака, чем они отличаются от обычной виртуализации, и твердо решили переводить свою компанию к облачному провайдеру или привлекать партнера для построения своего облака. Перед вами естественным образом встает вопрос о выборе лучшего облачного провайдера. Начинать лучше всего с теста. Тестовый период, который предоставляют почти все провайдеры, может длиться до месяца. Рассказываем, как провести этап тестирования максимально продуктивно.

На что и как тестируем

Облачных провайдеров сейчас достаточно много, предложения участников ТОП-10 очень похожи: перечень услуг, множество партнерств и всевозможных статусов у производителей оборудования и программного обеспечения, прекрасные менеджеры, возможность скидки при первом заказе и прочее. Но уровень сервиса все-таки разный, поэтому у каждого из облачных провайдеров, безусловно, есть свои плюсы и минусы, даже наш OnCloud.ru – не исключение. Чтобы понять, какие минусы нивелируются положительными сторонами, а какие – совершенно неприемлемы или критичны для вашей организации, непременно начните работать в облаке с тестового периода. В ходе теста могут выявиться даже не очевидные плюсы работы с той или иной компанией, о которых менеджер мог не рассказать просто потому, что не понимал специфики вашего бизнес-запроса.

Лучше всего проводить тестирование, имея точную задачу. Зачастую ее достаточно сложно придумать, поэтому в качестве тестового проекта вы можете взять тот, который вы уже реализовывали ранее и точно знаете все его подводные камни. В крайнем случае можно выбрать тестовую миграцию своего сайта к нескольким ведущим облачным провайдерам.

Задача сформулирована и от-­­прав­лена ведущим провайдерам. На что стоит обращать внимание? Во-первых, на сроки реакции на ваши запросы. Посмотрите, насколько вам подходит культура компании, с которой вы планируете работать: насколько быстро менеджеры этой компании отвечают на ваши запросы, оперативно ли реагируют администраторы-исполнители на ваши запросы и запросы ваших администраторов, насколько хорошо они вам помогают. Тестовый период позволяет смоделировать, какой будет реальная работа провайдера в будущем.

Во-вторых, смотрите на клиентоориентированность. Попробуйте сымитировать какой-то форс-мажор (например, внезапную проблему с операционной системой или СУБД, за которые провайдер не отвечает) и обратитесь к вашим потенциальным партнерам за помощью. Возможно, партнер отошлет вас к договору с SLA, которого пока еще нет, сославшись на то, что решение проблемы не входит в зону его ответственности, или он все же решит вам помочь. Естественно, вряд ли кто-то будет тратить свои ресурсы, не получая за это деньги, но достойные партнеры всегда готовы прийти на помощь и только потом уже обсуждать возможные варианты дальнейшего сотрудничества.

Чтобы не переплатить лишнего, будьте предельно честными, тогда вы получите то предложение, которое будет ближе всего к реализации вашей задачи.

В-третьих, обращайте внимание на перечень услуг и возможность их оказания. В первую очередь нужно попытаться оценить, подходит ли вам облачный провайдер не с точки зрения технологий, которые он использует, а именно с точки зрения услуг, которые он оказывает. Ведь этот набор позволяет оценить не только те внедрения и финансовые вливания, которые произвел провайдер, но и компетенции его штата специалистов. Особенно если вы рассчитываете на полный спектр услуг. Согласитесь, неудобно переходить от одного провайдера к другому только из-за того, что первый не смог решить какую-то задачу на техническом уровне.

Как не переплатить лишнего и не сэкономить на качестве

Во время тестового периода детально сравните цены, которые вам выставят облачные провайдеры за ту задачу, которую вы выбрали. Отсейте подозрительно дешевых и самых дорогих – вероятнее всего, у этих компаний либо «проседают» технологии, либо неправильно сформировано ценообразование, возможны также проблемы с адекватностью и честностью менеджеров.

Не принимайте цены без технического описания реализации задачи и параметров сервиса, которые гарантирует провайдер. Часто недобросовестные менеджеры отправляют максимально понятные и простые таблички в письмах, а потом оказывается, что часть нужных вам сервисов предоставляется только за дополнительную плату, регламентные работы на оборудовании прерывают сервис, а вас даже не предупреждают о работах.

Чтобы не переплатить лишнего, будьте предельно честными, тогда вы получите то предложение, которое будет ближе всего к реализации вашей задачи. Провайдеру нужно очень четко обозначить: «У меня есть такая задача, я хочу получить вот такой результат, а вот мой бюджет». Не бойтесь, что вам дадут завышенное ценовое предложение, потому что вы озвучили свой бюджет. Помните, что запросы стоит отправлять нескольким провайдерам и отсеивать самых дорогих.

Что делать после тестового периода

После выбора близкого по духу партнера, а лучше двух, нужно понять, как вы будете реализовывать то, что запланировали. Реализация, которая сидит у вас в голове или у ваших администраторов, может совершенно не совпадать с современными возможностями облачного провайдера. Я не говорю о том, что облачный провайдер с чем-то не справится. Скорее наоборот, партнер может найти более простые пути решения вашей бизнес-задачи с использованием облачных технологий.

Сейчас у многих провайдеров есть хороший штат специалистов. У некоторых есть даже отделы Research & Development, которые занимаются разработкой новых технологий. Такие компании догнали и даже уже обогнали Запад в количестве и качестве услуг. Мой совет: довериться непосредственно тому партнеру, которого вы выбрали на этапе пилотного тестирования, и совместно с ним разработать решения. Решения могут быть совершенно разные, и их явно будет несколько. Здесь как у строителей: «можем сделать качественно, быстро и дешево – выберите два из трех».

Сейчас большой тренд на гибридные облака и мультиоблачность, которая предполагает, что одну услугу могут предоставлять несколько облачных провайдеров, работая совместно для достижения бизнес-цели заказчика. Гибридные облака помогут сэкономить при разных задачах и разных требованиях к их реализации с точки зрения информационной безопасности.

Но в большинстве случаев компаниям подходит модель SaaS – модель получения услуг по подписке. Например, компании требуется установить почтовый сервис или какую-то CRM-систему. Вы с вашими специалистами долго разрабатываете требования, пишите ТЗ, готовите сайзинг для заказа инфраструктуры в облаке. А еще стоит подумать над параметрами SLA, круглосуточной поддержкой и остальными малоприятными вещами. Хотя можно просто купить готовый сервис по цене 300 руб. в месяц за один почтовый ящик.

Вероятность того, что вы сможете разработать более отказоустойчивое, качественное и стабильное решение, чем облачный провайдер с большим опытом в интеграции, очень мала. У нас, например, почтовое решение SaaS Exchange предоставляется на двух независимых площадках с балансировкой на третьей, такая схема полностью гарантирует работу сервиса даже при падении одной из площадок вплоть до уровня ЦОД.

Конечно, вы столкнетесь с тем, что у каждого стандартного SaaS-решения есть ограничения. Это одна из причин, по которой многие продолжают создавать свои решения. Ограничения заключаются в том, что сервис стандартный выполняет большинство потребностей для большинства заказчиков и многие заложенные вами в ТЗ функции могут быть недоступны.

Здесь стоит задаться вопросом: а действительно ли этот дополнительный функционал был нужен? Действительно ли нужна интеграция с AD, полный доступ для администрирования вашими специалистами и т.п.? Потому что на второй чаше весов будет цена. Можно построить SaaS по требованиям заказчика, но стоимость будет уже совсем другой. У нас уже были заказчики, которых мы смогли убедить перейти от сервиса с большим числом требований к обычному стандартному решению. И сейчас они платят в три раза меньше, чем могли бы платить за функционал, который совершенно им не нужен с точки зрения бизнеса.

Автор: Олег Коновалов – руководитель отдела облачных сервисов ООО "ОНЛАНТА"
Источник: http://bit.samag.ru