10 вопросов, которые нужно задать облачному провайдеру

1.    Какие именно услуги предлагает провайдер, какие бизнес-приложения, можно брать из его облака?

Клиенты могут заказать у облачного провайдера целый комплекс взаимосвязанных услуг. Например, в розничной торговле разворачивание интернет-магазина в облаке часто сопровождается заказом услуги хранения персональных данных. Молодые компании, которые только обустраивают офис, берут из облака готовые решения под ключ – все необходимые бизнес-приложения: почту, телефонию и видеоконференцсвязь.

2.    Масштабируемость: насколько гибок ваш провайдер?

Какие решения провайдер готов предложить, подстроив свои сервисы конкретно под задачи вашего бизнеса? Есть ли возможность масштабирования услуг, заказа дополнительных ресурсов? Готов ли провайдер предоставить индивидуальную скидку при заказе большого объема услуг? Клиенториентированность провайдера может сыграть решающую роль при принятии окончательного решения в пользу той или иной компании: ведь вам предстоит работать с этим провайдером не один год. 

3.    Как происходит оплата? Сможет ли провайдер выставлять единый счет за все заказанные услуги и бизнес-приложения?

Неплохо видеть общую сумму расходов на использование облаков, время от времени проводить аналитику: контролировать, что вы покупаете; какие ресурсы используете, а какие вам не нужны. Будет ли провайдер предоставлять отчеты и в какой форме? Не забудьте поинтересоваться, планирует ли провайдер повышать цены на услуги в следующем году, как часто происходит повышение цен в компании?

4.    Что входит в SLA (Service Level Agreement - соглашение об уровне предоставления услуги)?

Какой уровень услуг гарантирует облачный провайдер: будет ли провайдер платить штраф за невыполнение договора и в каком объеме? Сколько времени провайдеру потребуется на устранение инцидента: несколько часов или несколько дней? По каким параметрам оценивается доступность серверов? Какой процент доступности может гарантировать провайдер?

5.    Сколько у провайдера центров обработки данных (ЦОД) и где они расположены?

Убедитесь, что за красивым сайтом облачного провайдера не скрывается гаражный сервис: серверные стойки должны быть размещены с соблюдением норм технической безопасности. Хорошо, если у компании есть два территориально разнесенных ЦОДа: в случае падения одного из ЦОДов, система автоматически будет функционировать на втором.

6.    Как защищено облако?

Узнайте более подробно о службе информационной безопасности компании, в которую вы обратились. Проведите звонок с начальником службы безопасности: уточните, какой уровень защиты информации будет гарантирован в договоре. Попросите проконсультировать вас о дополнительных мерах безопасности, которые следует предпринять, чтобы защитить данные.   

7.    Как будет происходить резервное копирование информации?

Бэкап должен производиться регулярно. Резервное копирование делается по индивидуальному графику или по общему. Узнайте, какой цикл работ провайдер проводит по умолчанию, на каких уровнях выполняется резервное копирование (бэкап может быть на уровне виртуальной машины, системы управления базами данных или же на уровне файла или письма). Уточните, есть ли возможность заказа индивидуального графика. Полезно будет узнать, какое время потребуется на восстановление удаленных данных. 

8.    Случались ли у провайдера аварии? Сколько времени требовалось на устранение инцидента?

У хороших провайдеров с отказоустойчивой архитектурой не должно быть аварий, которые приводят к полной недоступности сервиса. Даже если они случаются, время восстановления работоспособности системы должно быть минимальным. Стоит уточнить наличие услуги по катастрофоустойчивому решению. Сейчас многие провайдеры предоставляют услуги с повышенным уровнем доступности, который максимально близок к 100% и гарантирует работу ваших ресурсов даже при падении основной инфраструктуры облачного провайдера.

9.    Какие ресурсы потребуются для взаимодействия с облачным провайдером?

Некоторые облачные провайдеры назначают отдельного менеджера под каждый проект. В таком случае коммуникация с провайдером будет максимально проста. Если услуги и бизнес-приложения, которые вы берете из облака, легки в эксплуатации, вам даже не потребуется нанимать IT-специалиста в компанию, предоставив провайдеру полный контроль за работой IT-инфраструктуры вашего бизнеса.

10. Уточните у провайдера, могут ли его рекомендовать бывшие клиенты?

Узнайте, какие рекомендации получил облачный провайдер от предыдущих клиентов. Не верьте кейсам, опубликованным на сайте компании, безоговорочно: узнайте подробности из первых рук. Позвоните одному из заказчиков компании и спросите, какие могут быть подводные камни при сотрудничестве с данным провайдером.